В началѣ бѣ слово

May 10, 2010 18:20

Я совершил маленькое внутриголовное открытие. Спешу поделиться.

Пишу статью про кириллицу, и как положено, повторяю: «Кирилл и Мефодий изобрели алфавит для того, чтобы перевести Священное писание на славянский язык». Писал-повторял, и вдруг понял, что это правда.

Кириллица нам дана была не для того, чтоб «я помню чудное мгновенье» или «квадрат гипотенузы равен сумме того-сего» или вот чтоб посты-комменты валять. Это всё - нецелевое использование программного продукта. Кириллица дана только для «Отче наш».

Как только я это понял (Петр, надо сказать, уже триста лет как догадался), вся история азбуки перевернулась в моей голове и стала как мать поставила.

Так вот откуда забор, застой, ижица в семнадцатом году и прочие неприятности. Азбука многие сотни лет считалась данной свыше, принадлежащей не миру, но клиру.

Кириллице, чтобы стать самой собой, потребовалась тысяча лет.
Римляне сделали из гречицы латиницу, которую не стыдно на Траяновой колонне показывать, лет за двести. И это без пергамента, бумаги и вообще без Гутенберга.
Греки приспособили семитское письмо лет за триста - даже без папируса, на одних черепках и жидкой глине.

А почему? Потому что писали про цены на вино и шерсть, про законы и про дальние земли, про последствия симпосия и про «Клавка дура, а Цинтия б...». Увы: священное дольше всего остается неизменным. Самый яркий пример - еврейский алфавит, который уже три тысячи лет все тот же, без заглавных букв и с огласовкой вместо нормальных гласных. Только не говорите, пожалуйста, братья по крови, что без гласных читать удобнее. С титлами тоже было чудо как компактно, да вот нет их триста лет, и что-то никто не плачет.

Чем больше и чем разнообразнее вещь трется о среду, тем проще и универсальнее она становится.

Прошу снисхождения у тех, кто давно понял то, что до меня дошло только что.

буквы

Previous post Next post
Up