"За" Всех. "Русские, Вперёд"!

Sep 26, 2016 11:48



«За всех» - это краткая, сокращённая форма призыва к осуществлению принципа, неразрывного триединства избирательных прав граждан: «за всеобщее, равное, прямое».

Потребность в наделении граждан избирательными правами (властными полномочиями) возникает вместе с развитием буржуазных отношений, как неотъемлемая и составляющая этих отношений «часть», как средство защиты частной собственности. Гражданских свобод в целом. Вместе с избирательным правом  утверждается этакая претензия отдельного гражданина на власть, заявка на соуправление им государством.
В силу неразвитости буржуазных отношений на заре их становления борьба за избирательные права граждан в каждой из стран нового времени имеела свои особенности, временные промежутки.
К примеру в Англии это была борьба, прежде всего, за права мужчин. В США, после окончания гражданской войны, актуальным стала борьба за права бывших рабов, чернокожих граждан. Истоки современного движения за избирательные права для женщин можно обнаружить во Франции уже в конце XVIII века. В России… Впрочем, по порядку.

Тред-юнионы. Чартизм. Избирательная реформа.
Англия. Родина тред-юнионов - профессиональных союзов работников наёмного труда. Рука об руку с развитием профсоюзного движения в Англии в начале ХIХ века идёт становление и нового политического ландшафта.

Так созданная в 1836 г. Лондонская ассоциация рабочих поставила своей целью «всеми легальными средствами добиваться для всех классов общества равных политических и социальных прав». Было решено представить в парламент Народную хартию с требованием ввести всеобщее избирательное право для мужчин. Хартия по-английски - «чартер», поэтому движение за её принятие получило на­звание чартизм. Движение с самого начала приобрело массовый характер и невиданный размах. «Политическая власть - наше сред­ство, социальное благоденствие - наша цель», - заявляли чарти­сты.


Избирательная реформа 30-х годов стала значительным событием в жизни Англии. Она покончила с феодальными традициями представительства и способствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечила доступ промышленной буржуазии в парламент, включив, таким образом, ее в компромисс с аристократией. Изменения в составе палаты общин позволили кабинету окончательно избавиться от королевской зависимости, так как стоящая за спиной короля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась последних остатков власти, и королевская прерогатива была фактически передана кабинету министров. Именно в этот период сложился принцип, определяющий положение короны по настоящее время: король царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

Соединили штаты Америки.

Принцип всеобщности избирательного права не сразу утвердился в законодательстве и доктрине США . Это естественно: на том историческом этапе общественного развития, когда при­нималась американская Конституция, в ряде штатов существо­вало рабство, и вопрос о круге избирателей было предостав­лено решать штатам (разд. 1 ст. I Конституции).

Однако со временем под влиянием объективной потребности в демокра­тизации политической жизни в Конституцию вносились по­правки, определяющие важнейшие основы активного избира­тельного права, в частности недопустимость его ограничения в зависимости от различных обстоятельств социального харак­тера.
Так, в 1868 г. поправка XIV установила предельный воз­растной ценз для приобретения (пока только мужчинами) ак­тивного избирательного права в 21 год. В 1870 г. поправка XV запретила как Союзу, так и отдельным штатам ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. Разумеется, связано это было с отме­ной рабства в результате войны Севера и Юга. Поправка XIX, вступившая в силу в 1920 г., расширила избирательный корпус как никакая другая, предоставив избирательные права женщинам.



Следует отметить, что США были в числе первых стран в мире, включивших женщин в состав избирательного корпуса. Их опередили лишь Новая Зеландия, где за женщи­нами было признано избирательное право в 1893 г., Австра­лия (1902 г.), Россия (1917 г.), а также Германия и Швеция (1919 г.). В 1964 г. поправкой XXIV применительно к федераль­ным выборам был отменен имущественный избирательный ценз. Наконец, поправка XXVI (1971 г.) снизила возрастной ценз на любых выборах до 18 лет.

Женщины и избирательное право.

До XIX века право женщин голосовать предоставлялось локально и, как правило, сопровождалось дополнительными ограничениями (имущественный ценз, положение в семье, обществе и т. п.). Затем начался период роста активности движения за женское избирательное право. Это привело к его закреплению в международном праве в середине XX века.

Борьба за женское избирательное право была массовой и велась как женщинами, так и мужчинами самых разных взглядов. Одним из основных различий участников движения, особенно в Британии, было деление на суфражистов, стремившихся к изменениям конституционным путём, и суфражисток, возглавляемых Эммелин Панкхёрст, создавшей в 1903 году Общественно-политический союз женщин и практиковавших более радикальные акции. Имелись также различия во взглядах на место женщины в обществе.

Организованное женское движение возникло во Франции во время Великой французской революции. Женщины принимали активное участие в революционных выступлениях, создавали собственные организации и выпускали журнал, посвященный борьбе за равенство. В 1791 году Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», подготовлена Олимпией де Гуж и требовавшая признания полного социального и политического равноправия женщины.



Однако идея женского равноправия была отвергнута, а в конце 1793 прекращена деятельность женских организаций. Возрождение движения произошло в середине XIX века, а в 1882 году появилась Французская лига прав женщин.

Женщины Франции стали полноправными участниками выборов 21 апреля 1944 года по постановлению Французского временного правительства. Первыми выборами, в которых женщины смогли принять участие наравне с мужчинами, стали муниципальные выборы 29 апреля 1945 года и парламентские выборы 21 октября 1945 года. Коренные мусульманки Французского Алжира получили право голоса только по декрету от 3 июля 1958 года.

Россия.
Во всеуслышание вопрос о всеобъемлющих избирательных правах граждан в России впервые был поставлен и озвучен декабристами. Ранее избирательные права имели сословный характер, и были территориально ограниченными.

Основными обсуждавшимися проектами декабристов стали «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля. «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» - радикальной.



Муравьев выступал за конституционную монархию -политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной - «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с его идеями в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.

В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса Пестель и Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному.

Как уже отмечалось, до середины XIX века понятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства.

Освобождение огромной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян, отмена важнейших институтов феодального права - всё это потребовало перемен в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызвали к жизни земскую (1864 г.) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве.

Начало земской реформе положил указ Александра II от 1 января 1864 года и «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 34 губерниях России предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на 3 года.

К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Избиратели могли голосовать по достоверности или уполномочию.

В 1892 году правительство пошло на изменение системы выборов в органы городского самоуправления: состав избирателей был ограничен повышением имущественного ценза, ликвидирована куриальная система выборов.

В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли большие перемены. Революционные события 1905 - 1907 годов заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Всё это привело к изменениям в избирательном праве.


Тем не менее, борьба за избирательные права граждан продолжалась. В новых политических реалиях эта  борьба имела одновременно и классовый, и национально-освободительный характер. В том числе и для русского народа.

«Посмотрите на то, что сталось при Николае Романове с основными политическими требованиями русского народа, во имя которых в течение более 3/4 века шли на геройскую борьбу лучшие представители народа, во имя которых в пятом году поднялись миллионы. Совместимо ли с монархией Романовых всеобщее, равное, прямое избирательное право, когда даже невсеобщее, неравное, непрямое избирательное право в первую и вторую Думу было растоптано царизмом? Совместима ли с монархией царя свобода союзов, коалиций, стачек, когда даже реакционный, уродливый закон 4-го марта 1906 года сведен всецело на нет губернаторами и министрами? Не звучат ли издевательством слова манифеста 17-го октября 1905 года о «незыблемых основах гражданской свободы», о «действительной неприкосновенности личности», о «свободе совести, слова, собраний, союзов»? Каждый день каждый «подданный» царя наблюдает это издевательство» - говорилось в избирательной платформе рабочей партии (РСДРП) 1912 года.

Однако, ничто не помешало радикальному крылу той же Социал-демократической  рабочей партии (партии больевиков-ленинцев) разогнать Учредительное Собрание - выборный орган постцарской России.
Чем дальше…, тем больше, как говорится.



«Всеобщее избирательное право является показателем зрелости понимания своих задач разными классами. Оно показывает, как склонны решать свои задачи разные классы. Самое решение этих задач дается не голосованием, а всеми формами классовой борьбы, вплоть до гражданской войны» (В.И Ленин «Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата»).

Тем не менее, не знаю, толи отдавая дань столетию «героической борьбы лучших представителй русского народа», закончившейся уничтожением лучших представителй этого народа в горниле гражданской войной. Толи по какой-то другой причине. Приличия ради, к примеру. Но во всех конституциях, начиная со «сталинской» (ст.134; 1936 г.), «брежневской» (с. 95; 1977 г), «горбачевской» (с. 95; 1990 г) «всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании является конституционной нормой общежития советских граждан. Как это не выглядит цинично. Тем не менее.

Более того. Во всех конституционных проектах имевших место быть накануне проведения всероссийского референдума 1993 года: в проекте Конституции комиссии съезда народных депутутаов РФ, в проекте группы Шахрая, в проекте Движения демократических реформ, в проекте фракции «Коммунисты России, наконец в проекте Президента РФ норма «всеобщего, равного, прямого избирательного права» является неотъемлемой составной частью народовластия.

Однако, в итоговом документе, в действующей Конституции эта норма отстутствует.



Хуже того.

Нормы проекта Конституции, утверждённого Конституционным Совещанием, отличаются от текста Основного Закона, вынесенного на референдум. Иначе говоря, избирателям всучили  "подложный документ".

Если для 32 статьи разница не существенная. Всё равно норма всеобщего равного прямого избирательного права была отклонена Совещанием.
То для порядка образования Верхней Палаты Парламента (Совета Федерации), разница принципиальная. Хоть и в одно слово, но впечатляет: вместо "избрания" нам навязали "вхождение". Да ещё и в нарушение принципа разделения властей.

Так вот, значит, о какой "запятой" разглагольствовал Зорькин:
"я заметил различия между тем, что было утверждено в самый последний момент Большого совещания, и тем текстом, который был вынесен на референдум. Но я бы не сказал, что эти изменения меняли в корне конструкцию Конституции. Вопрос в том, что изменили и что добавили. Одно дело - ведь изменить республику на монархию, а другое дело - переставить запятую. Да, отдельные нюансы изменились. Но какой смысл говорить об этом сейчас, через 10 лет, когда мы справляем юбилей? Уже давно сформированы органы власти, уже нет у власти родоначальника Конституции, и надо ему при всех его недостатках отдать должное - он вошел в историю как родоначальник Конституции. Конечно, не только он, - в широком смысле Конституцию создавало все общество. Но нельзя отрицать и роль личности. Сейчас у нас уже другой парламент по составу, уже третья по счету Дума. Конструкция власти устоялась, создана огромная масса законов. Так имеет ли смысл затрагивать тему внесения неких изменений накануне голосования? Народ-то проголосовал, референдум прошел. Так что, я думаю, теперь эта тема - уже достояние историков".

Ошибаетесь, Валерий Дмитриевич. Тайны «прошлого» настигают нас в настоящем.

Сложившийся порядок формирования власти в стране, считаю унизительным для русского народа. Заложенный в Конституции РФ … беспорядок обкрадывет, ущемляет избирательные права большинства граждан страны. Но поскольку русских в России подавляющее большинство, то и бремя безответственной власти, в минимальной степени русскими опосредованной, они испытывают на себе абсолютно.

Именно русские в первую очередь, и в большинстве своём, поражены в гражданских правах, ограничены в избирательном праве. Поэтому и миссия русского народа, в моём понимании, должна состоять в том, чтобы своё естественное преимущество, претензию на власть они реализовали «для себя». Что только и возможно осуществить, отстаивая равные права для всех. То есть, на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права.

Непосредственное, подлинное народовластие, попросту говоря, Россия может обрести, лишь почерпнув её из глубины русского народа. Но и воспротивиться тому, под силу только русским.



«За всех» - в интересах каждого.

конституционная реформа

Previous post Next post
Up