Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - это все одно, утверждают недалекие церковники. Поэтому, мы, рабы божьи должны постоянно почитать и молиться Святой Троице. Тут нет ничего плохого. Можно условно считать, что Сын - это все мы во Христе (его дети), Бог - Свод Вселенских законов (Логос) и Дух Святой - это способ их проявления (воздействия) в физической материи. Если первые христиане доказывали действенность Святой Троицы своей мученической смертью, то крестоносцы в Европе и стрельцы княгини Ольги на Руси доказывали потом иноверцам это мечом. Но не будим глумиться над верой миллионов. Верить - их неотъемлемое право.
Когда мне, 20 лет назад, «случайно» попалась Тибетская книга мертвых, (перевод на русский язык издательством Чернышева, СПб, 1992 г.) я был просто в шоке. Зная, что ничего случайного не бывает, я с удивлением открыл русское издание старинной книги. Книга не имела авторов, и к ней прилагался психологический комментарий К.- Г. Юнга.
«Тибетская книга мертвых» («Бордо Тедол») - это сборник наставлений, предназначенных умирающему и умершему (я не оговорился, именно, умершему!). Глумливая улыбка сползет с ваших уст, если вы будете читать дальше. Для облегчения понимания, другим цветом, курсивом будут приведены пояснения. Существует еще «Египетская книга мертвых», которая настолько мистична, а текст настолько сложен, что ее изучение я не могу рекомендовать неофиту. Поэтому, обратим свое внимание только к Тибетской книге.
Книга состоит из трех частей. В первой (Чигай Бордо) описаны психические явления в момент смерти (Бордо - это уровень астрального плана); во второй (Ченид - Бардо) - состояние сразу после смерти; в третьей (Сидпа - Бардо) - возникновение инстинкта рождения, предшествующего новому рождению.
Согласно «Книге мертвых», высшая степень понимания и просветления, а значит - максимальная возможность освобождения, достигается в момент смерти (Согласно буддийскому учению, к смерти надо готовится заранее, и умирать после длительной болезни или старости. Преждевременная, внезапная смерть - это проклятие судьбы (кармы). Неподготовленного к смерти и несозревшего человека может закинуть «к черту на кулички». Чтение Тибетской книги мертвых - Благословенный дар Кармы для тех, кого знают и ждут в Высших мирах. У христиан, тоже есть молитва «Убереги Господи от внезапной кончины». «Сойти с ума», - это тоже, что и к «к черту». «Не дай нам Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума», - говорят в народе. Алкогольного беса могут победить только сильнейшие маги.).
В предисловии к книге К.- Г. Юнг пишет: « «Книга мертвых» говорит о первичности души, что крайне важно, ибо это единственное, в чем жизнь нас не убеждает. Наша жизнь настолько переполнена вещами, теснящими и подавляющими нас, что окруженные ими как «данностями», мы не находим времени поразмыслить: «кем же они даны?». Если при чтении книги нам удастся поставить себя на место умершего, нас ожидает не меньшая, чем его награда: с первых же строк мы узнаем, что «податель» всего «данного» пребывает внутри нас. Эта истина, при всей очевидности ее, нам неизвестна, хотя знать ее жизненно необходимо».
«Книга мертвых» описывает процесс посвящения, цель которого - вернуть душе божественную сущность, утраченную ее с физическим рождением. В ней посвящение представляет собой ряд ослабевающих пульсаций, завершающийся новым рождением (как брошенный мячик, сначала подпрыгивает высоко, а потом все ниже и ниже). Попробуем описать книгу в обратном порядке.
В «Книге мертвых» умерший, не сумевший усвоить смысл двух первых частей книги - «Чигай Бардо» и «Ченид Бардо», попав в последнюю низшую область, соответствующую «Сидпа», - становится жертвой своих сексуальных фантазий и прельщается видениями соединяющихся любовных пар. Наконец, одна из чрев, улавливает его, и вновь рождает в этом мире. Если карма умершего такова, что он родится мальчиком, он влюбится в свою будущую мать, и возненавидит отца, и наоборот, будущая девочка почувствует влечение к тому, кто станет ее отцом, и отвращение к матери. (Известный психолог Фрейд, при описании опыта внутриутробного переживания, не смог проникнуть за его предел). Из области «Сидпа» невозможно движение назад - она отрезана от «Ченид» интенсивным движением вниз, в сферу животного инстинкта и нового рождения.
Состояние «Ченид» - область кармических явлений, или иллюзий, проистекающих из психического остатка прежних существований. Умерший должен отчаянно сопротивляться велениям разума - как мы его понимаем, и избавится от господства своего «я», которое разум считает сакральным. По словам К.- Г. Юнга, состояние «Ченид», - подобно искусственно вызванному психозу (На физическом плане нам необходимо постоянно сопротивляться соблазнам: алкогольной и никотиновой зависимости, незаконному и продажному сексу, чрезмерной пище, «выполнению интернационального долга», развивая свою волю. Слабая воля, на физическом плане, может привести к диссоциации, и крайней ее форме - шизофрении (такой человек больше не нужен). Алкоголизм - это тоже способ убрать слабых. Лучше быть сильным преступником, чем слабовольным «святошей» (рабом божьим), или продажным полицейским. Если вы, попали в тюрьму, то лучше стать авторитетом, чем «петухом» или «шестеркой». Сильная воля - необходима на физическом плане, но в сфере «Ченид», воля - является главным и определяющим фактором.). Умерший видит страшные божества, которых он не должен бояться (страх мгновенно унесет его в низшую сферу). Он должен понять, что страшные божества - это его мысли - эманация его собственных психических способностей, и если он побежит от них, то окажется в детородном органе женщины. Страх и слабая воля неразрывно связаны. Знание текста священной книги на Востоке считалось признаком высшего посвящения (недостойный ее не прочитает). Действительно, посвященный человек, увидев страшилищ, которые накинулись на него с криками: «Бей, Убивай! Замочим в сортире!», только улыбнется в ответ. Улыбка мгновенно преобразит страшилищ в преданных и ласковых псов, которые станут лизать ему руки. Вы скажете, что все это только сон? Но в астрале все сон, а последствия более, чем реальные. На Востоке к умершему приглашают ламу, который читает священный текст книги прямо у его ложа. Православные священники тоже оказывают помощь умершим, но гораздо более слабую. Умершему, предлагают «царство небесное», но не указывают туда дорогу. В католичестве заупокойные мессы более действенны. Достаточно вспомнить католическую клятву новобрачных: «И в горе и радости, и в богатстве и в бедности, и в здравии и в болезни, никогда тебя не оставлю, пока смерть не разлучит нас». Лучше не скажешь.
Но что происходит в сфере «Чигай»? Привожу дословно священный текст наставления:
«О благороднорожденный (тот, кто получил право прочитать, или услышать при смерти священный буддийский трактат), слушай! Сейчас ты созерцаешь Сияние Чистого Света Совершенной Реальности! Познай его! О благороднорожденный, твой разум пуст, он лишен формы, свойств, признаков, цвета; он пуст - это сама Реальность, Всеблагость. Твой разум пуст, но это не пустота Небытия, а разум, как таковой, - свободный, трепещущий, блаженный; это само Сознание (в буддизме разум (познавательная способность) имеет природу пустоты, т.е. не сотворен, лишен формы, изначален, наш разум всегда был и всегда будет, временные личности только «наматываются» на него).
Твое сознание, лишенное формы и воистину пустое, и твой разум, сияющий и блаженный, - оба они неразделимы. Их единство и есть Дхарма-Кайя Совершенного Просветления. Этого знания достаточно. Осознав, что пустота твоего разума есть состояние Будды (Просветленного), и рассматривая его, как свое собственное сознание, ты достигнешь состояния Божественного Разума. Осознав себя таким образом, умирающий навсегда соединится с Дхарма - Кайей и достигнет Освобождения.
Однако на освобождение в момент умирания могут рассчитывать немногие люди. Большинство «проваливаются» в низшую сферу. Удел среднего человека - это сфера «Ченид». А там необходимы знания и воля. Мы все помним стих Нового Завета, где описывается, как Иисус помог преступнику казненному на соседнем кресте освободиться. Тот, осознал в момент смерти главное, и не смотря на плохую карму, стал достоин Высших миров.