С 19 по 26 февраля этого года в Челябинске прошел четвертый кинофестиваль «Полный артхаус». Он является преемником фестиваля «Новое кино России», проводившегося с 1999 года. Как пишут организаторы, «фестиваль «Полный артхаус» призван дать интеллигентному, думающему зрителю возможность познакомиться с новинками отечественного авторского кинематографа».
Для начала - немного о термине «артхаус». Артхаусные фильмы - это фильмы, не рассчитанные на массовую аудиторию и не ставящие своей целью получение прибыли, в отличие от, скажем, блокбастеров. Артхаус можно также назвать независимым кино. Оно идет в ограниченном прокате, в небольшом количестве залов. Такие фильмы еще называют «кино не для всех» - считается, что это ленты интеллектуальные, они имеют свою специфику, зачастую не относятся к какому-либо жанру кинематографа (боевик, комедия и др.) и тому подобное.
Среди отечественных режиссеров известны созданием авторских картин Тарковский, Муратова, Сокуров, Баширов. Среди зарубежных - Феллини, Хичкок, Кустурица, Скорсезе, Джармуш и другие.
Однако зачастую за артхаус выдаются и просто малобюджетные, экспериментальные, нестандартные ленты. Правильнее считать, что артхаус - кино высокохудожественное и насыщенное смыслами. Однако, на мой взгляд, такие работы всегда найдут своего зрителя. В то время как у создателей не очень успешных лент возникает искушение объяснить провал низкокачественных поделок тем, что зритель недостаточно интеллектуален.
Для Челябинска «Полный артхаус» является вполне заметным культурным явлением: журналисты его называют одним из главных кинособытий года, статьи о кинопоказах выходят в основных СМИ, молодежь приглашают на просмотры через соцсети. Каждый год фестиваль посещает один из известных кинематографистов, что также привлекает внимание к мероприятию.
Попробуем разобраться, какие именно фильмы составляют репертуар фестиваля, каким образом они подаются аудитории и что именно говорят произведения современных режиссеров челябинскому зрителю?
В этом году почетным гостем «Полного артхауса» был Александр Сокуров, представивший челябинцам свою картину «Франкофония» (2015) и ретроспективу работ, включающую ленты «Фауст», «Солнце» и другие.
«Франкофония» создана в необычном жанре, сочетающем документальное и игровое кино, и повествует о событиях 1940 года в Париже. Нацистское правительство отдает приказ доставить в Берлин коллекцию Лувра под предлогом опасения за судьбу шедевров во время войны. Однако директор музея Жак Жожар находит способы не вывозить произведения искусства из хранилищ, а немецкий генерал, граф Меттерних, возглавлявший в вермахте отдел защиты памятников культуры и искусства, свидетельствует о том, что коллекции хранятся в отличных условиях, что позволяет оставить шедевры во Франции.
Тем самым Сокуров утверждает, что искусство - превыше политики и идеологии. Интересен комментарий режиссера о параллелях между Лувром и Эрмитажем, который фашисты бомбили во время войны.
«Когда немцы планировали вторжение в Москву, никаких бомбежек не предполагалось. Они составляли планы, где и кого можно будет разместить, на какой улице. Им не нужны были руины. Бомбить стали, когда Красная армия начала сопротивляться. Немцы никак не могли понять, зачем губить столько солдат, если это бессмысленно?», - цитирует Сокурова «Вечерний Челябинск». «Ну а когда поняли, что жизни солдат и гражданского населения для государства не имеют никакого значения, а с армией нельзя договориться ни на каких условиях…», - так обрывает свою мысль в интервью режиссер, по-видимому, давая читателю самостоятельно закончить тезис о вреде сопротивления оккупантам.
Резонансным стало высказывание именитого режиссера о самом Челябинске. Сокуров посетовал на плохое состояние исторических зданий города и небольшое количество деревьев, которые «можно подсчитать».
В отношении интереса широкой аудитории к своему фильму «Франкофония» Сокуров отметил, что фильм для массового зрителя будет трудным, ведь такой зритель «дезориентирован, диковат». По его мнению, сейчас в стране подавляющее большинство людей «абсолютно одичавшие», в отличие от советского периода. «В этом смысле мы - страна, где существуют две неравные части нашего общества: просвещенные, образованные люди и люди, у которых нет никаких интересов в области просвещения и образования», - отметил режиссер. А потом процитировал Евтушенко: «Народ - это те, кто думает, остальные - население». Примечательно, что на пресс-конференции, состоявшейся на открытии фестиваля, Сокуров, отвечая на вопрос из зала, критиковал современную систему образования за «сословность», невозможность появления в таких условиях «нового Шукшина из деревни Сростки».
Посмотрим далее, какие еще работы вошли в репертуар фестиваля этого года.
Картина «Ангелы революции» (2014) режиссера Алексея Федорченко основана на реальных событиях - мятеже хантов и ненцев против Советской власти в начале 30-х годов прошлого века. События эти, жертвами которых стали 3 человека со стороны коренных народностей и 8 представителей Советов, известны как Казымское восстание. Но Федорченко снимает не историческую драму, а гротеск, названный кинокритиками «тонкой комедией». В кадре - летающие собаки, красные гробы, макет крематория и тому подобное.
Ключевой персонаж ленты - реальное лицо, уполномоченная Уральского обкома ВКП(б) Полина Шнейдер (в фильме она носит прозвище Полина-Революция). Одна из реплик Полины в фильме звучит так: «Мы уже давно умерли, а теперь пришли за вами».
Полину играет Дарья Екамасова, исполнившая главную роль в неоднозначно воспринятой российским зрителем метафорической ленте «Жила-была одна баба» (2011) режиссера Андрея Смирнова.
Режиссерским дебютом Федорченко является картина «Первые на Луне» (2004), названная «псевдодокументальным» фильмом и повествующая о якобы отправленном к Луне в 1938 году советском космонавте. Запуск аппарата проводился в обстановке строгой секретности, полет успехом не увенчался - корабль упал в Чили.
Среди других работ Федорченко - драма «Овсянки» (2010) и так называемая «этносказка» «Небесные жены луговых мари» (2012), о которой мы еще поговорим ниже. В планах режиссера - экранизация повести Стругацких «Малыш», о мальчике земного происхождения, которого воспитали на далекой планете представители иной цивилизации.
Еще одна необычная работа в репертуаре «Полного артхауса - 2016» - лента британского режиссера Питера Гринуэя
«Эйзенштейн в Гуанохуато» (2015). В основе сюжета - роман 33-летнего Сергея Эйзенштейна с молодым мексиканцем Каньедо во время поездки Эйзенштейна в Мексику в 1931 году. Были ли в реальности такие отношения - неизвестно, хотя о возможной гомосексуальности Эйзенштейна действительно пишут. Но Гринуэй пошел гораздо дальше домыслов о личной жизни героя. Фильм содержит многочисленные гомосексуальные сцены, которые, как отмечают в отзывах о фильме зрители, лишены «даже минимума эстетики», а также столь специфические эпизоды, как рвота и опорожнение кишечника. Подобную трактовку личности Эйзенштейна стоит рассматривать исключительно как сознательное убийство образа великого советского режиссера, глум и, в конечном счете, разрушение культуры.
Более всего здесь потрясает даже не само содержание фильма (в конце концов, невозможно запретить снимать фильмы любого не противоречащего законодательству содержания для узкого круга лиц со специфическими наклонностями), а то, что в Челябинске лента называется «работой знаменитого режиссера», не посмотрев которую, местный, как мы помним, «одичавший» зритель, по-видимому, очень многое потеряет. Предупреждение же о том, чем именно является фильм, отсутствует, кроме указанного ограничения «18+».
Продолжение статьи... Специально для газеты "Суть времени Челябинск"
http://yurgita.livejournal.com/92302.html