Неверие как норма

May 06, 2010 17:18

- Как же так… -промолчав, спросил я. - Как же вы себя верующим человеком не считаете, если такое видели?

- Как? - собеседник попытался усмехнуться. - Не знаю… Видеть всякое приходилось, а только столько всего наделано, что страшно, понимаете ли, верить. Страшнее всего это для нас…

Очень эти прочитанные сегодня слова созвучны моим мыслям ( Read more... )

pravmir, нытье, история, наука, Библия, Христианство, о себе

Leave a comment

Comments 12

anchoret May 6 2010, 17:25:36 UTC
Я бы не смог именно так интерпретировать академический подход. Он же просто научный (и не только современный), и это правильно для науки. Есть, конечно, отдельные учёные, которые славны чересчур смелыми идеями в ту или иную сторону, но в целом подход научного сообщества к библейской проблематике мне не кажется чрезмерно, прям таки искусственно недоверчивым.

Reply

yuretz73 May 6 2010, 18:07:40 UTC
Что такое научный подход, в том числе и в гуманитарных науках, я знаю не понаслышке. В данном случае он должен был бы заключаться в том, что Библия должна рассматриваться как один из источников информации -- априори не истинной, и не ложной, но существенной и равноценной по сравнению с информацией, полученной из других источников. Конечно, поколение археологов, которое в Леванте копалось "с лопатой в одной руке и Библией в другой", наваляло изрядно. Но и современный подход, при котором Библия в лучшем случае рассматривается как сборник недостоверных мифов третьесортного качества, а в худшем вообще игнорируется -- ничем не лучше. Примерно то же можно сказать и о современной текстологии: признавать, что текст говорит то, что он буквально говорит -- это же просто фи какое-то! Нет, надо рассмотреть кучу второстепенных данных, сделать миллион дополнительных допущений и предположений -- и "неопровержимо" доказать, что черное -- это белое, а белое -- черное ( ... )

Reply

anchoret May 6 2010, 18:14:13 UTC
Всё же, Вы ссылаетесь на маргиналов, а если мы говорим о научном подходе в целом, то ссылаться лучше на мейнстрим )

Reply

yuretz73 May 6 2010, 18:20:37 UTC
Финкельштейн и Зильберман -- это мейнстрим мейнстримее некуда. Роль -- да, маргинал с точки зрения академии, но именно таким маргиналом был Эйнштейн :) Но, как я уже сказал, я вообще не о науке...

Reply


okuneshka May 6 2010, 18:16:26 UTC
Да ну, это все несерьезно и напоминает модную французскую философию, где все мысли равноценны. Архелология в наши дни - наука довольно точная и интерпретации без доказательств говорят только о низком профессионализме.

Reply

yuretz73 May 6 2010, 18:25:12 UTC
Юль, если в астрономии существует огромный простор для интерпретации, то поверь, что в археологии его гораздо больше :) Только разница в том, что людей там гораздо меньше, поэтому один человек (со всеми своими предрассудками и заблуждениями) вполне может доминировать над целой областью.

Reply

okuneshka May 6 2010, 18:39:54 UTC
Ну не противореча же общеизвестным областям истории цивилизаций, о которых сохранилось масса просто свидетельств очевидцев, помимо собственно археологических находок, которые, если говорить об Иерусалиме, довольно бедны.
Когда ничего особенного не выкапывается, а надо отработать гранты, начинается творчество. Там же попробуй копни, низя да низя, а где можно, там ничего особенного, ремесленные да крестьянские могилы. И динариев не клали, не Египет же :)

Reply

yuretz73 May 6 2010, 18:59:11 UTC
С общим развитием цивилизаций тут тоже не все так просто, потому что левантская археология завязана на египетскую хронологию, в которой израильские археологи преимущественно ни бум-бум и просто ссылаются на соответствующих авторов (чаще всего на Китчена -- как раз та самая "доминирующая" личность). И вот тут и начинается настоящий детектив... И с радиоуглеродной датировкой... Дали мартышкам гранаты, блин. Гуманитарии ж не понимают, что такое погрешность измерения и т. п. А там эррорбарз может несколько царей охватывать: лафа, одно и то же измерение можно цитировать и как свидетельствующее о принадлежности данного сооружения, скажем, эпохе царя Соломона, и как противоречащее ему. Нужное подчеркнуть :)

Reply


Leave a comment

Up