"Богослужение должно быть центром всего"

Feb 01, 2010 15:20

Основной причиной нашего с Леной импровизированного "Крестового похода за Богослужение" стало то, что мы за наши 15 с лишним лет церковного служения слишком много раз сталкивались не только просто с православными христианами, но даже и со священниками, которые считают, что центр церковной жизни должен быть в чем-то кроме Богослужения -- в проповеди ( Read more... )

pravmir, мудрость, Православие, клирос, Христианство, проповеди, интересные сайты, pr, богословие, наши статьи, о нас

Leave a comment

Comments 14

grigoriyz February 1 2010, 18:26:47 UTC
>>"сталкивались не только просто с православными христианами, но даже и со священниками, которые считают, что центр церковной жизни должен быть в чем-то кроме Богослужения -- в проповеди, миссии, катехизации, книгоиздательстве, воспитании нравственности, делах милосердия... (это номинально, а реально иногда в гораздо более неприятных и совершенно нехристианских вещах). Богослужение при этом в лучшем случае становится неким формально исполняемым ритуалом, необходимым для антуража, в худшем -- обузой, на которую искренне жалеют силы и время ( ... )

Reply

yuretz73 February 1 2010, 21:08:55 UTC
Ну, если богословских -- это еще полбеды. Наш американский батюшка говорил, что для того, чтобы человек мог быть священником, ему надо любить Богослужение и интересоваться Богословием. Для молодого ставленника должно быть выполнено хотя бы одно из этих условий -- тогда в процессе служения другое обязательно подтянется, так как они взаимосвязаны. Вот если ни одно из них не выполнено -- тогда все, туши свет, сливай воду :(

Reply

grigoriyz February 1 2010, 21:25:27 UTC
>>"Наш американский батюшка говорил, что для того, чтобы человек мог быть священником, ему надо любить Богослужение и интересоваться Богословием. "

Сазано очень просто и правильно!

Однако у меня тут есть "экземпляры" полностью ушедшие в Богословие :) :((((((

Reply

yuretz73 February 1 2010, 22:31:24 UTC
Вот еще хорошая цитата по теме, только что увидел (из Шмемана)

«Американский “секулярист” может быть вполне “религиозным” человеком, преданным своей церкви, регулярно молящимся, посещающим богослужения и щедрым на пожертвования. Он торжественно обвенчается в церкви, освятит свой дом, исполнит религиозные обязанности - и все с вполне искренней верой. Но все это ни в коей мере не отменяет того очевидного факта, что его понимание всех аспектов жизни - брака, семьи, дома, работы и, наконец, самих его религиозных обязанностей - проистекает не из веры, которую он исповедует в Церкви, - веры в Воплощение, Смерть и Воскресение Христа, Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим, - но из своего рода «философии жизни», то есть идей и убеждений, которые фактически не имеют ничего общего с этим вероучением, если не прямо враждебны ему. Достаточно лишь перечислить некоторые основные «ценности» нашей культуры: успех, безопасность, общественное положение, конкуренция, выгода, престиж, честолюбие, - чтобы понять, насколько они противоречат самому духу

Reply


hwy February 5 2010, 07:55:25 UTC
От заголовка вспомнилась история про один строгоуставной монастырь - на воскресном бдении, перед помазанием игумен наклонился над аналоем - и, о ужас! - вместо Евангелия увидел Типикон...

Видали мы богослужение, центром которого был не Христос, а совершители оного...

Reply

yuretz73 February 5 2010, 11:28:57 UTC
Как меня уже ЗАКОЛЕБАЛО это восприятие всего в черно-белых тонах! Если не итальянские партесы, то непременно большой знаменный распев с распеванием всех фит, если не оставить все иконы в музеях, то обязательно ВСЕ иконы из музеев забрать, а музеи закрыть. Разумным противопоставлением ежедневному причащению является только практика причащения не чаще раза в год, а если уж решил отказаться в пост от мяса, то меню должно состоять только из хлеба, воды, и супа из лебеды. И если не служить службу в течение получаса, то надо ее растянуть часов на пять, да еще пару акафистов прибавить!

Да, ну конечно же, негативное отношение к расхлябанному и небрежному совершению Богослужения предполагает поклонение Типикону как идолу. А единственной альтернативой строгому исполнению каждой буквы Типикона является совершение вечерни утром, утрени вечером, пение из 10 стихир одной, полный отказ от псалмов и т. д. и т. п.

Уж от Вас я точно этого не ожидал. Пожалуйста, на будущее, не ограничивайтесь чтением только заголовка...

Reply

hwy February 5 2010, 11:36:40 UTC
Дело в том, что нельзя богослужение противопоставлять чему-либо. Ни богословию, ни миссии, ни социальному служению.

Иначе оно становится идолом.

Я сколько-то лет писал, что мы ценим наше богослужение потому, что зачастую кроме него ничем и не занимаемся - как община христиан. Пришли в храм, постояли, разошлись и на неделю обо все забыли. Если бы мы делали что-то ещё, то могли понять, что от нашего выстаивания служб толку немного, увы...

Reply

yuretz73 February 5 2010, 13:43:09 UTC
А когда богословие, миссия и социальное служение противопоставляется Богослужению, как это сейчас модно стало? Это не идолы?

"Пришли в храм, постояли", "выстаивание служб" к Богослужению имеют примерно такое же отношение, как просмотр телевизионной трансляции из ХХС сидя дома в кресле. Только альтернативу надо искать не в том, чтобы "кроме этого чем-то еще заниматься", а в том, чтобы в Богослужении полноценно *участвовать*, для чего вся жизнь должна выстраиваться молитвенно и богослужебно. Тогда и "что-то еще" естественным образом будет в жизни возникать и не надо будет натужно его путем партийно-комсомольской обязаловки навязывать...

Reply


Leave a comment

Up