Экономика должна быть экономной.
Война всегда является продолжением экономики, как и геополитика. Это просто другой способ добиться желаемого результата, когда никакие иные … не помогли.
А раз так, то стоимость ведения боевых действий, особенно в войне за пределами Родины является очень важным моментом.
Любая война, это в первую очередь расходы. Очень часто войны заканчивались после того, как расходы, связанные с ее проведением превышали ожидаемые дивиденды. Так было и раньше, например война за «испанское наследство», когда Франция и Англия истощили себя 15 летней войной и решили замириться, потому что это перестало быть потенциально выгодно.
Точно так же и войны современности. США, выиграв все сражения Вьетнамской войны, вынуждены были с позором уйти из страны. Схожая ситуация повторилась и в Ираке. СССР попал в этот же капкан в Афганистане. Их урок не пошел впрок и коалиция во главе с США, выиграв все, еле унесло оттуда ноги.
Война с каждым десятилетием становится все дороже и дороже. В первую очередь это связанно с увеличением стоимости «жизни» солдата (выплаты, имиджевые потери внутри страны и т.д.) и с резким увеличением стоимости вооружения и … боеприпасов. На самом деле есть большое заблуждение, что главные расходы воюющие страны несут производством вооружений. Нет. Уже в 20-ом веке основной статьей расходов военного бюджета стали боеприпасы.
Например, Германия во ВМВ на боеприпасы тратила более 60% всех военных расходов. СССР с колоссальным выпуском военной техники, почти половину.
Во время войны во Вьетнаме, только на безуспешные попытки «выбомбить» Северный Вьетнам и заставить его выйти из войны понадобилось 7,7 млн. тонн бомб и более чем 2 млн. самолетовылетов. Все это стоило 4000 самолетов, а результат так и не был достигнут. А между тем, каждая бомба это деньги, каждый самолетовылет это деньги, каждый сбитый/поврежденный самолет это деньги, каждый убитый/раненый это деньги. Деньги, деньги, деньги. Все это оборачивается огромными проблемами и проигрышем.
Вьетнам обошелся США в от 110 до 350 млрд. долларов (по разным оценкам). Первая цифра это официальные расходы МО США на войну, а вторая это оценка всех расходов. Как видим деньги колоссальные. Проводимая в это же время и сверхдорогая программа полета на Луну обошлась американской казне в 20-25 млрд. $.
Кстати, война на Донбассе для убогого состояния экономики Украины стала бы невозможной, покупай она за кровные боеприпасы. Все они без исключения были произведены проклятым коммунистическим «совком» для войны с самой демократической страной. Следует отметить, что и у второй стороны была схожая ситуация. А потому лупили они друг друга от души о со всей пролетарской ненавистью.
Причина появления высокоточных боеприпасов.
На самом деле причина в первую очередь чисто экономическая. По итогу войны во Вьетнаме, в котором впервые было использовано в массовом количестве управляемое оружие, возникла мысль сделать «умным» максимально возможное число вооружения. От крылатых ракет, до умных бомб и снарядов.
Критерий стоимость/эффективность.
Идея заключалась в том, чтобы уменьшить расход боеприпасов, необходимых для поражения цели. «Теория», то есть испытания показывали, что экономия составляла минимум от 30-до 100 раз в зависимости от объекта поражения, что позволило говорить об экономии расхода только по боеприпасам в 2-3 раза. А если сложить косвенные расходы, то получаем колоссальную экономию. В случае авиации мы еще и значительно уменьшаем риск потери дорогостоящего изделия, в который превратился современный самолет.
Стоимость аппарата десятки миллионов долларов.
Первая большая проба сил новых методов ведения войны прошла во время операции «Буря в пустыни». Внешне все выглядело красиво и эффектно. Иракская армия потерпела сокрушительное поражение, но как выяснилось позже, значительная часть высокоточных боеприпасов либо не поразили цель, вследствие разнообразных причин: неисправность, помехи и т.д., либо поразили ложные цели, что привело к огромным и непропорциональным расходам.
Стоимость ракеты «Томагавк» составляла сотни тысячи долларов. Эти ракеты стали расходным материалом войны. А ведь часто поражаемый ею объект стоил в сто раз меньше. Такая война в случае затягивания грозит разорить любое государство. Что в конечном итоге и произошло, но уже после второй войны и оккупации.
Но и это еще не все. Стоимость данных видов боеприпасов неуклонно дорожает. Причем в разы. Например, на сегодня ракета «Томагавк» стоит почти 1,5 млн. $ (даже с учетом крупносерийного производства). Последние управляемые снаряды по стоимости приближаются к ракетам. Например 155-мм американский Excalibur в малой серии обходится в 85 000 $, в большой минимум 50 000 $ (в ценах 2008 года). Это при том, что первая управляемая авиабомба GBU-39 обошлась армии США примерно в те же деньги.
На этом фоне кажутся просто смехотворными ежедневные расходы ВСУ во время войны на Донбассе. По заверениям Порошенко они составляли «неподъемные» для страны 5 млн. $ в день.
А теперь вновь поговорим о Сирии. Зрители восхитились высокоточным поражением десятков объектов. Потерь нет, а враг напуган и бежит. Первая мысль, «а сколько это стоит»? По логике аналогичных кампаний на одни только бомбы (десятки в день) надо тратить миллионы долларов, причем тоже каждый день.
Но нет. Больше всего поразило американских и прочих «партнеров», что анный эффект был достигнут «копеечными» средствами, а именно бомбами ФАБ и БЕТАБ. По данным МО РФ и КАБ.
ФАБ это старая добрая бомба, которой еще во времена ВОВ крошили фашистскую нечисть. Конечно она сегодня имеет другой вид и начинку, но это копеечный расходный материал, которого на складах МО завались. Кстати и под списание тоже. Фактически боеприпасы стоят «копейки».
Что касается расходов на вылеты, то здесь они конечно есть. Кстати стоимость обслуживание того же Су-25 и Су-34 отличается в разы, в пользу первого. Если бы не … полевые испытания в боевой обстановке, то всю проделанную работу можно было выполнить одними «Грачами» и с теми же результатами.
Су-25 с учетом задач, которые выполняет, кушает до 5 тонн авиационного топлива за вылет. При цене 30 тыс. руб. за тонну имеем 150 тысяч рублей, или 2,5 тысячи долларов. Плюс конечно зарплата ЛС и стоимость ЗИПа и техобслуживание. Можно накинуть амортизацию. Шутка. Одним словом все это достигается за очень «бюджетные» деньги.
СВП-24. Долгая дорога в туннелях власти.
Вообще все выглядит очень неправдоподобно. Дешево и эффективно. Прямо как вот в этом выпуске Ералаша:
Click to view
Где же та «сковородка», без которой все это так и осталось бы сказкой. Знакомьтесь СВП-24, комплекс, который мог бы и … не появиться, если бы не стечение обстоятельств. Иногда очень сложно даже гениальному решению пробить железобетонные бастионы российской коррупции.
Самый лучший обзор системы я нашел здесь:
Модернизация российских боевых самолетов ЗАО "Гефест и Т" Идея устройства с одной стороны гениальна, а с другой проста, как и все гениальное. Вообще-то СВП-24 это не совсем то и система прицеливания. Вернее, в том числе и она. До СВП-24 любая модернизация систем прицеливания шла по линии более точного позиционирования ЦЕЛИ. Разработчики из компании «ГЕФЕСТ и Т» оттолкнулись от обратного: от позиционирования носителя боеприпаса и десятков физико-технических параметров окружающей среды и самого самолета. При помощи системы глобального позиционирования ГЛОНАСС происходит соединение позиционирования цели и носителя. То есть самолет выводится в нужную точку и производит бомбометание фактически под управлением компьютера.
Результат мы все видим сегодня на экране. Такой подход сделал совершенно лишней корректировку бомбы, а значит, мы возвращаемся к старой доброй ФАБ, не теряя точности. Самое важное, что заданная точность бомбометания (для ФАБ-500 4-7 метров) достигается на высотах 5-6 км, то есть недоступных для ПЗРК, которые являются главной «системой» ПВО террористов во всех уголках мира.
В то же самое время это чудо-техники могло и не появиться в строевых частях ВВС РФ. Компании «Гефест и Т» пришлось пройти все. С министерством обороны по программе СВП-24 оно работало с 1996 года. В 2002 году программу закрыли. И это несмотря на то, что «Гефест» отлично отработал на алжирском контракте 1999 года по модернизации Су-24. По словам руководства фирмы, дело было в том, что разработка «Гефеста» была в три раза дешевле изделия конкурирующей фирмы и на ней трудно было пилить «бюджет». Поняв, что с МО РФ каши не сваришь разработчики будущей суперсистемы подали на армию в суд, чтобы вернуть вложенные в разработку деньги (с ними так и не рассчитались).
После 4 лет пересудов армия вынуждена была выплатить «Гефесту» 50 млн. рублей.
Ясно, что после такого вариантов вернуться в подрядчики МО практически не осталось, если бы … «конкуренты» не облажались со своим «изделием» в ходе учений «Рубеж-2005». Тогда вновь возникла идея вернуться к идее сотрудничества.
В 2006 году был заключен новый контракт по переоборудованию самолетов Су-24 прибором СВП-24, который к тому времени уже хорошо себя зарекомендовал на практике, а также адаптации его к другим типам летательных аппаратов. В октябре 2008 года систему даже приняли на вооружение ВС РФ.
Но помня старые обиды, чиновники из МО продолжали ставить палки в колеса.
На конец 2010 года было модернизировано 10 самолетов Су-24 и один Ту-22М3. Были разработаны варианты модернизации для самолетов Миг-27, Су-25, А-50 (самолет ДРЛО на базе Ил-76), Л-39 и вертолета Ка-50. Но в конце года по словам генерального директора ЗАО "Гефест и Т" Александра Панина МО решило вновь закрыть программу:
«Заместитель министра обороны Владимир Поповкин отказался от планировавшегося на следующий год финансирования проведения модернизации строевых фронтовых бомбардировщиков Су-24М с оснащением их специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, несмотря на решение на уровне главкома ВВС о необходимости проведения такой модернизации».
Я думаю не надо россиянам давить на больную мозоль и напоминать о коррупции в МО под командой Сердюкова. Не он первый, не он последний. Не знаю как, но программу переоборудования самолетов прибором СВП-24 вернули. Приоритет был дан программе переоборудования самолетов Су-24 и Су-25. А потом был грандиозный успех на МАКС 2013 и дело пошло.
Вот такая грустная история, но со счастливым для России концом.
Что будет дальше в Сирии? Думаю сухопутная операция, техническая подготовка, которой наблюдается невооруженным глазом. Скорее всего, российские военные в явном виде там принимать участия не будут.
А потом, после войны будет огромное количество экспортных контрактов, которые скорее всего перекроют все расходы кампании, если она и дальше будет развиваться столь успешно. Возможности экспорта российского вооружения после такой демонстрации вырастут однозначно. И уж точно будут покупать систему СВП-24.