Основные события двух минувших суток развернулись в районе Луганска и приграничного района. К началу событий группировка карательного корпуса включала в себя шесть в значительной части изолированных друг от друга группировок.
1. Группа артиллерийских и минометных позиций и блокпостов в районе населенных пунктов Мариновка - Дмитровка - Червоная Заря - Кожевня, блокирующая движение в строну российской границы через КПП «Мариновка», и обеспечивающая проводку колонн снабжения на восток до Дьяково. Находится в зоне боевых действий ополчения ДНР.
2. Передовая база и группа блокпостов в районе Дьяково, которая перекрывает дорогу Ростов - Дебальцево и обеспечивает проводку колонн снабжения на восток.
3. Группа артиллерийских и минометных позиций и блокпостов в районе населенных пунктов Зеленополье - Дарьино-Ермаковка - КПП «Должанский», которая перекрывает движение на Новошахтинск.
4. Группа артиллерийских и минометных позиций и блокпостов в районе населенных пунктов Поречье - Нижнедеревечка - Прохладная - Калинник - Черемшино - Королевка, которая позволяет держать под огнем КПП «Изварино» и КПП «Червонопартзанск» и подъезды к ним.
5. Гарнизон Луганского аэропорта.
6. Район Счастье - Веселая Гора - Металлист - Желтое.
Каждая из первых четыре группировок имела в своем составе до одной батальонной тактической группы механизированной или танковой бригады и одной тактической группы легкой пехоты. Гарнизон Луганского аэропорта насчитывал до двух тактических групп легкой пехоты. Севернее Луганска действовали основные силы 128-й ОМБР (до двух БТГ) и до четырех тактических групп легкой пехоты. Уже 8 июля стало очевидно, что командование карательного корпуса сняло с Лисичанского направления не менее одной батальонной тактической группы из состава 30-й ОМБР и перебросило ее в район Металлиста.
Утром 13 июля инициатива продолжала принадлежать ополчению. Силы ДНР нанесли удар по колонне снабжения, которая пыталась продвинуться на Дьяково. Со своей стороны ополчение ЛНР продолжило давление на артиллерийский район, препятствующий движению на Изварино и Червонопартизанск. Это давление, начатое 12 июля ударом РСЗО по блокпосту в районе Нижнедеревейки, продолжилось скоординированной атакой на обе артиллерийские позиции противника. И если минометный обстрел позиций у Калинника не принес существенных результатов, то нападение на огневые позиции у Поречья, которые ведут огонь по Изварино, привело к довольно значительному успеху. Минометным огнем из строя были выведен взвод буксируемых гаубиц Д30, а пытавшийся отогнать минометчиков взвод мотопехоты потерял от огня ПТРК 2 БМП. Продолжались беспокоящие обстрелы баз карателей в районе Дьяково и Зеленополья.
Однако главные события дня разыгрались в районе Луганска. Как уже не раз отмечалось, Луганский аэропорт является чрезвычайно слабым местом карательного корпуса. Его оставление для карателей имеет большие политические издержки. Гарнизон аэропорта достаточно силен, чтобы не опасаться штурма, однако чувствителен к блокаде снабжения. В тоже время гарнизон не способен расширить зону своего контроля и обеспечить беспрепятственный прием снабжения ни для себя, ни тем более для всей приграничной группировки.
Сосредоточив севернее Луганска дополнительную батальонную тактическую группу командование карательного корпуса начало обтекание по периметру с севера на запад и потом на юг самого Луганска еще 12 июля. Однако наличных сил было естественно недостаточно для блокирования Луганска по периметру. Поэтому замысел задуманной операции, как, водится, отличался дерзостью и авантюризмом. Колонна батальонной тактической группы должна была, накатываясь на районы с городской застройкой короткими огневыми ударами батареи РСЗО заставлять ополченцев разбегаться, после чего беспрепятственно проходить, двигаясь к своей главной цели - Луганскому аэропорту. Усилив гарнизон, колонна должна была после этого, расширив зону контроля, обеспечить беспрепятственную приемку грузов в аэропорту.
Если ополченцы не разбегались после первого залпа РСЗО, то их должны были додавливать своим огнем самоходные гаубицы и танки. Как водится, вся операция была построена исключительно на убеждении в низкой устойчивости ополчения и отсутствии у него твердого командования. Иначе простейший тактический расчет показывал, что до наступления темноты колонна к аэропорту не пробьется. Что собственно и произошло. Колонны пытались пробиться от Александровска на Белое и далее на Георгиевку через Родаково, Сабовку и Юбилейное. К удивлению карателей, если ополченцы и отходили, то их сменяли свежие подразделения. А потрепанные подразделения собирались и вводились в бой снова. Естественно, что удар РСЗО, обстрел танками и гаубицами довольно трудно выдержать необстрелянным добровольцам. Естественно, что необстрелянное подразделение старается как можно быстрее расстрелять боекомплект и выйти из боя. Но при грамотном управлении этого достаточно, чтобы заставить бронеколонну останавливаться, менять направление движения и терять время.
В дополнение к этому уже утром 13 июля командование ополчения ЛНР оттянуло к Луганску часть своих подразделений с юга и нанесло БШУ по изготовившейся к наступлению колонне противника. Бои 13 июля в районе Луганска были очень драматичны, тем более что опять очень хорошо работало информационное обеспечение карателей, стремившееся создать впечатление начала окружения и даже штурма города. Короткий контрудар резервов ополчения из района Металлиста в направлении Веселой горы сковал колонну противника, которая обеспечивала второй колонне глубокий обход города с целью прорыва к аэропорту. В конечном итоге первой колонне пришлось вернуться в исходное положение, так как возникла угроза быть отрезанными от мостов в районе Счастья. Основная группировка карателей не сумела до темноты прорваться в аэропорт. В результате большая часть снабжения этой колонны была отрезана и рассеяна. Были потрепаны в ночном бою и основные боевые силы колонны. Прорвалась в аэропорт большая часть артиллерии колонны, часть танков и мотопехоты. Рассеянные подразделения колонны прорывались в аэропорт всю ночь и большую часть дня 14 июля.
Часть сил карателей, не пробившись в аэропорт, ушла в район населенных пунктов Молодогвардейск и Суходольск. Где тут же были объявлены своим командованием российскими террористами, бегущими на территорию России. Судя по всему, техника этих подразделений потеряна для ВСУ. Блокада Луганского аэропорта не снята, утром 14 июля по аэропорту нанесли удар РСЗО ополчения. Более того, сбитый на высоте 6 000 метров самолет ВВС Украины ставит под большое сомнение возможность нормального снабжения даже усиленного гарнизона аэропорта. С другой стороны, в аэропорту появилась дальнобойная артиллерия, которая при наличии боеприпасов, позволит карателям осуществлять террористические бомбардировки кварталов Луганска. В любом случае прорвавшаяся в аэропорт группировка ВСУ значительно ослаблена в сравнении со своими первоначальными возможностями.
Несмотря на тяжелое положение в районе Луганска ополчение ЛНР продолжило давление на Дьяково и Зеленополье в основном обстрелами и рейдами РДГ. Между Червонопартизанском и Свердловском у Александровки 14 июля была потрепана очередная колонна снабжения карателей. Ополчение ДНР в районе Дмитровки продолжало успешные нападения на колонны противника. В целом каратели продолжают расходовать свои отнюдь не безграничные резервы на незаконченные операции. Из высвободившихся после падения Славянска сил пока не проявила себя только одна тяжелая батальонная тактическая группа - из состава 51-й ОМБР.
М. В. Литвинов
П.С. Теперь понятно зачем Стрелков мотался на следующий день (14-го) в Краснодон. Он трофеи принимал и колонна замеченная в Алчевске-Енакиево (вот эта):
Click to view
по видимому оттуда.
Итого на поверку имеем. Под Луганском каратели потерпели очень чувствительное поражение. Причем сами потери в ходе боев похоже были относительно невилики. А вот грамотные засады ночью, хаос и паника в рядах карателей привели к значительным потерям в технике и ЛС.