Хатанга

Oct 08, 2011 11:18

Хатанга - один из самых северных населённых пунктов России, где мне довелось побывать недавно. Общая численность населения составляла на 1 января 2009 года 6204 человек. Село расположено на реке Хатанга, что по-эвенкийски означает «большая вода», «много воды». И хотя погода в этот раз не жаловала, всё время были то туман то дожди, мне всё же удалось в единственный солнечный день сделать несколько фотографий этой замечательной северной реки.

Первые сведения о реке Хатанге русские получили от тунгусов около 1605 г. Об этом пишет в своей книге о севере России живший в начале XVII века в Москве голландский купец И. Масса: “По распоряжению сибирского воеводы даже во время смуты было совершено путешествие при участии многих жителей Сибири. Путешественники нашли там много различных островов, рек, птиц и диких зверей, и все это далеко за Енисеем”.
В русских архивах никакой достоверной информации об этом путешествии пока не найдено, кроме сведений английских купцов Д. Логана и В. Пресглоу, зимовавших в 1611 г. в Пустозерске. Там они записали рассказ одного из участников той самой экспедиции. В пересказе англичан рассказ русского землепроходца звучит так: “За рекой Енисей на восток имеется река называемая Пясида, а за ней другая, называемая Катанга (т. е. Хатанга), которая протекает на севере и на юге, но жители Енисея не могут сказать, на каком расстоянии, так как никто из них не плавал по ней. Они передали, что между Пясидой и Катангой, примерно на полпути к морскому берегу, были найдены различные минералы, одни похожие на золото, другие белые, как серебро”.




Тогда из поморских и уральских городов началось движение землепроходцев и мореходов «встречь солнцу», на восток, в легендарную, богатую пушниной Сибирь. В 1605 году морской путь из Оби к Енисею проложили кочи морехода, известного под именем Луки. Флотилия «капитана Луки» открыла устье таймырской реки Пясины, а его спутники даже проникли в глубь полуострова. Пять лет спустя устья Пясины достигли кочи Кондратия Курочкина, вышедшие из Новой Мангазеи (Туруханска). Тогда же русским стала известна река Хатанга на восточном конце обширного Таймыра. Пути к Хатанге по рекам с волоками осваивали отряды Василия Сычова, Якова Семенова и знаменитого Ерофея Хабарова. В начале XVII в. безвестные мореходы с Енисея обогнули самый северный выступ Азии. Остатки лагеря того времени были обнаружены советскими гидрографами на северовосточном берегу Таймыра. По надписям на личных вещах удалось установить, что в числе первопроходцев были Акакий и Иван Муромцы из Муромского села Карачарова - родины былинного Ильи Муромца.



2. Большая вода

В 1610 г. состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю. С тех пор началось стремительное освоение Таймырского полуострова.
На Хету землепроходцы выходили по рекам Пясидского бассейна на речных судах - кочах. Была у этих кочей одна отличительная особенность: при натиске льдов их округлые корпуса выжимало на поверхность и тем самым спасало от гибели. Часто кочи приходилось перетаскивать волоком по суше для сокращения пути (отсюда произошло название п.Волочанка).
Местное население занималось охотничьим и рыбным промыслом, вело кочевой образ жизни, поэтому постоянных поселений не было. Но в 1625-1626 гг. русские землепроходцы основали в восточной части Таймыра первое русское поселение в форме государственного ясачного зимовья. Эти годы также принято считать датой присоединения Хатангского района к России.



3. Свято-Богоявленский храм - самая северная православная церковь в мире.

В период бурного освоения восточной части Таймыра землепроходцами происходила христианизация местного населения, которая, правда, носила внешний характер и служила прежде всего упорядочению отношений присоединённых народов с государством. Вместе с тем, принятие христианства было и шагом вперёд в культурном развитии кочевых народностей, способствовало этнокультурному сближению с русскими поселенцами. В конце XVII - начале XVIII вв. в Хатанге была построена церковь Богоявления, отличавшаяся богатым внутренним убранством (церковь Богоявления существует в Хатанге до сих, но та, которую мы видим сегодня, построена практически заново после того, как прежняя сгорела).



4.

Зимовье на Хатанге с момента своего рождения сменило три названия. В первой половине XVII в. в документах оно значится как Носок, а затем Пясидское Хетское, а во второй половине XVII в. его стали называть Хатангское.
Возникшее в восточной половине полуострова Таймыр за сотни километров от Мангазеи самое северное русское поселение XVII в. - Хатанга с первых лет своего существования стала важнейшим центром продвижения русских землепроходцев в Северную Сибирь и сыграла особую роль в развитии речного и морского судоходства на Восточном Таймыре и в ближайших районах. В 1643 году стрелецкий сотник Василий Сычёв предпринял путешествие по Хатангскому заливу. Позднее, в 60-х гг. XVII в., совершил свой поход из Якутска выдающийся российский мореход, первопроходец и исследователь Северной и Восточной Сибири казачий атаман Семён Дежнёв.



5. Таймыр - край рек и озёр.
В некоторых местах водная гладь уже скована тонким слоем льда.



6. А кое-где даже можно увидеть как бесшумно и грациозно плывёт ондатра.



7.



8. Тишина



9.



10.



11. В золотых лучах заката



12.



13. «Над вечным покоем»



14.



15.



16.



17.



18.



19. «Я буду ждать тебя здесь...»



20. А завтра пришла зима.



21. До свидания Хатанга! Пора собираться домой.



22. Край озёр



23. Нижняя Тунгуска
Наш самолет, сделав посадку в Туре, где мне тоже предстоит побывать через неделю, взял курс на Красноярск. Под крылом самолёта несла свои воды одна из рек Красноярского края Нижняя Тунгуска.



24. «Марсианский ландшафт»



25. Енисей в лучах заката



26. Вечерело. Скоро Красноярск!

Историческая справка взята с сайта Таймыр

Осень, Север, Авиация, Хатанга, Красноярский край

Previous post Next post
Up