Бриллиант характера. Создание сложных игровых персонажей

Aug 21, 2014 00:39

Хедлайнерам самой первой Нарраторики (Антону и Маше) - удалось поднять, пожалуй, самую актуальную тему игрового сторителлинга - создание персонажей. Думаю, все согласятся, что оригинальный персонаж состоит из внешнего образа, черт характера и внутреннего конфликта.

Однако насколько я понял, предложенные Антоном методы (“Бриллиант характера”, “Таблица Тима Шафера”, “Гадание на картах Таро”) заключают в себе существенный недостаток - отсутствие внутреннего конфликта в каждом персонаже. Согласитесь, общеизвестные Гендальф и Хан Соло в приведенном примере выглядят плоско и тривиально:

Хан Соло
Лихой-Отважный-Язвительный-Высокомерный

Гендальф
Мистичный-Мудрый-Добрый-Владеет магией

Как справедливо заметила Маша, здесь не хватает подхода Джона Труби, который для создания драматического конфликта выделил в герое “Страсть”, “Нужду” и “Слабость”. Но чтобы выделить стремление персонажа, его истинную нужду и роковую ошибку, нужно иметь под рукой весь сюжет. А чтобы создать этот сюжет нужно хоть сколько-нибудь определить жанр разрабатываемой игры.

Меня смутила еще одна вещь: на практике, когда жанр игры и способ подачи сюжета уже определены, случаются недопонимания между геймдизайнером и сценаристом. Довольно часто геймдизайнер выдает сценаристам некий список черт, по его мнению, полностью характеризующий персонажа (класс или даже расу) - и требует реализовать это в диалогах. И так сценарист прописывает реплики, не всегда подходящие моменту (к примеру, “ситуационно-грустный” следопыт Лютер, который в бою внезапно говорит “я вижу, что тебе тоже знакомо предательство”), или же, в попытке раскрыть геймдизайнерскую “шутливость” или “насмешливость”, выдумывает шутки, от которых только головная боль переводчикам.

Сценаристы, как и художники, нуждаются в простой схеме, которая отражает манеру подачи персонажа: его внешний вид, внутренний конфликт, жизненную позицию. И главное, чтобы все это уместилось в полстраницы. Не нужны 3-4 листа с описанием привычек персонажа и его религиозных побуждений, когда из этого получается стереотипный Черный Барон Матрёшка (пример из той же лекции).

Подходит ли для этого такой метод, как Бриллиант характера? В конце концов, есть целые дизайн документы, где все персонажи представлены именно такой схемой - многогранными бриллиантами.

_____________________________________________________

КАК ПОЯВИЛСЯ БРИЛЛИАНТ

Эдди Веб (сценарист, разработчик, член International Game Developers Association, проработавший пять лет в ныне почившем проекте World Of Darkness Online) пишет в своем блоге:



Эдди: Идея бриллианта характера для меня не в новинку. Я уже видел её в книге Creating Emotion in Games, где автор сфокусировался на трёх- и пятигранных бриллиантах. Эта статья показалась мне такой странной, что я провел собственное расследование. <…> Я пришел к тому, что положение черт в схеме имеет значение…

Две молодые новеллистки Мелисса Льюит и Дженнифер Бланчард пишут что бриллиант характера был взят ими из статьи писательницы Конни Флин.



Мелисса: О, бриллиант характера - это жемчужина всех инструментов писателя! Он помогает нам постоянно держать персонажа “в фокусе”, когда мы пишем сцены, диалоги и т.д. Используйте его, и вы никогда не услышите самого страшного ответа редактора или критика-знакомого "Я не верю в этого героя! Не верю что он/она это сделал! Это не в его духе!”



Дженнифер:Конни Флин, автор романтических бестселлеров, написала статью “Создание трёхмерных персонажей”, где раскрывает удивительный способ создания героев, которых никак не назовешь плоскими!

Так как же простые черты героя, который просто “выпаливает” бессмысленные реплики, собираются в “трёхмерный характер”? И что же такого важного знают наши западные коллеги, от матёрых разрабов до начинающих писательниц?

_____________________________________________________

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. ЭДДИ ВЕБ

Давайте я покажу пример. Вот Джейн, персонаж, которого я создал только что:



У Джейн четыре черты характера. На первый взгляд, они могли бы быть каким угодно, но я свожу их к тому, что можно показать в действии. (Если это каким-либо образом не отражено по ходу истории, то значит, персонаж этим не обладает). В моей модели расположение черт не случайно.

Верхняя черта “Кокетка” - самая основная. Эта черта, которая чаще всего появляется в сценах. Когда я пишу диалоги, именно эта черта должна выступать на передний план чаще других до тех пор, пока персонаж не пройдет через переосмысление собственного характера.

Черта-антипод, как ни странно, нижняя - “Страх”. Эта черта, которая находится как бы в тени основной, но время от времени проявляется. Нижняя черта не должна показываться слишком часто, но она должна объяснять нам поведение персонажа, то каким образом героиня действует по ходу истории. В идеале нижняя черта формирует действие, а верхняя - диалог, хотя на деле я импровизирую. Верхняя и нижняя черты характера должны противоречить друг другу, но не быть диаметрально противоположными. Слишком далеко разнесённые они не правдоподобны, а слишком тесно связанные делают персонажа серым и плоским.

Две черты, расположенные по бокам - это побочные черты (я не слишком-то думал над терминологией). Побочные черты не столь важны как верхняя и нижняя. На самом деле, для второстепенных персонажей вам потребуются только верхняя и нижняя. Побочные черты придают характеру изюминку, показывают его с новых, неожиданных сторон, и лучше их использовать там, где у персонажа есть возможность развития и роста. На самом деле, эти черты мне сложнее всего объяснить. Пожалуй, они чуть важнее странностей, но могут не упоминаться сцену-другую - а персонаж всё равно достоверен (однако, верхняя и нижняя черта формируют каждую сцену).

Когда персонаж проходит через переломный момент сюжета (как правило, к концу второго акта или в течение третьего), черты начинают смещаться. Самый очевидный переход - верхняя меняется с нижней, под влиянием стресса героиня проявляет свою скрытую натуру. Боковые черты также можно отбрасывать и тасовать - скажем, формируются новые привычки и особенности; можно даже сменить верхнюю на боковую (переключить один защитный механизм на другой).

Признаю, что сам далеко не во всем разобрался, но уж в чем я точно уверен - в размещении черт заложен смысл, следовательно, перемещение черт также важно. Это простая и действенная схема, которую легко набросать на салфетке и сверяться с ней по мере развития сюжета.

_____________________________________________________

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. ДЖЕННИФЕР БЛАНЧАРД

Каждый персонаж должен обладать четырьмя выдающимися чертами характера, которые можно представить в виде бриллианта.

В верхней части бриллианта - Стержень, справа - Главный недостаток, снизу - Тень и наконец, слева - Добавочная черта.

Стержень. Дайте вашему персонажу сильную центральную черту, даже несколько стереотипную. Возьмите то, что можно описать в 2-4 словах. Для главного героя - черты почитаемые, для злодея - черты презираемые.

Добавочная черта. Затем добавьте вспомогательную черту, которая согласуется со стержнем. Это могут быть ценности героя, его личные предпочтения, способ самовыражения. К примеру, “предан семье”, “любит природу”, “энергичный и общительный”.

Главный недостаток. Дайте вашим главным героям совершить роковую ошибку. “Жадность”, “зависть” и “гордыня”, как и другие смертные грехи, отлично работают для злодея, а добродетель, доведенная до крайности - отличный вариант для протагониста. Например, наставничество может стать надзирательством и диктатурой, а беззаботность - безответственностью. Для более серьёзных недостатков должны быть веские причины.

Тень. Под конец, дайте персонажу тень - подавляемую черту, которая противоречит основоположным чертам и потому скрывается под покровом. Тень делает возможным рост персонажа. Открываясь, она помогает герою преодолеть главный недостаток или обратить его в свою пользу. Кроме того, тень придаёт образу завершённость, исправляя тот дисбаланс, который мешал достижению цели. По существу, Тень - это средство для высвобождения личности персонажа.

Чтобы продемонстрировать вышесказанное, я покажу вам, как я использовала бриллиант характера для создания главной героини в своем романе. Вот четыре характеристики Аманды:



Аманда романтичная натура, она верит в любовь (Стержень). От этого, к сожалению, она слишком откровенна и поспешна в любви (Главный недостаток). Из-за этого недостатка она считает, что каждый встреченный ею парень и есть «тот самый». Аманда действительно верит в «Прекрасного Принца», соответственно считает, что люди должны жениться один раз и на всю жизнь (Поддерживающая черта). Затмевает эти черты тот факт, что по сути Аманда не доверяет ни одному из своих бойфрендов (Тень).

_____________________________________________________

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. МЕЛИССА ЛЬЮИТ

Главная сила. У протагониста эта позитивная черта характера, которая формирует стержень персонажа, скажем, добрый, заботливый, разумный, владеющий собой, общительный лидер. Злодей же проявляет такие черты, как жестокость, отсутствие самоконтроля или паранойя.

Поддерживающая черта. В целом, это убеждения или основная жизненная позиция: оптимист, пессимист, верный, прагматичный, целеустремленный и т.п. Это сочетается с Главной силой и поддерживает её, как у героя, так и у злодея.

Главный недостаток. У главных героев это добродетель, доведённая до крайности, как показано в фильме “Странная парочка” (The Odd Couple). Феликс организован и опрятен до придирчивости, а непринужденность Оскара ведёт к неряшеству. Потенциал раскрывают такие черты, как морализаторство (задушить своей заботой), лидерство (контроль), сострадание (сверхчувствительность), независимость (неспособность к сотрудничеству) и еще много чего.

Теневая черта. Тайный позыв. Эту свою черту главный герой либо активно подавляет, не знает о ней или считает, что не имеет к ней способности. Это не негативная черта, как могло показаться на первый взгляд. Например, инженер воспитан в духе логического мышления и отрицания интуиции, и чрезмерно практичные родители, вероятно, пресекут любое его поползновение к искусству. Если этот персонаж имеет сильные способности к музыке или живописи - это будет подавлено. Сведите такого персонажа с артистом - и немедленно получите внутренний конфликт героя. Это отправная точка личностного роста героя, позволив Тени проявиться, он/она излечит себя.

Поддерживающая черта и Главный недостаток гармонируют с Главной силой, в то время как Теневая черта ей противоречит. Главный недостаток - это то, что должен преодолеть герой, чтобы связать себя с другим протагонистом. А Теневая черта этому способствует.

Памятуя об этом, взгляните на бриллиант характера Дженны, одного из моих персонажей:

Главная сила - Верная и ответственная
Поддерживающая черта - Традиционалистка, замкнутая
Главный недостаток - Эгоистично неподатливая, боится перемен
Теневая черта - Дженна хочет испытать всю полноту жизни с любимым человеком, а не быть сторонним наблюдателем.



И, конечно, бриллиант характера Дункана:

Главная сила - Благородство и Лидерство
Поддерживающая черта - Модернист, общительный
Главный недостаток - Манипулятор, безэмоциональный
Теневая черта - Дункан хочет «пустить корни», обзавестись домом с той, кто полюбит его, а он сможет полюбить её в ответ.



Глядя на эти схемы, я ни за что не напишу сцену, в которой Дженна решает броситься во все тяжкие, устраивая вечеринки и приглашая каждого, кто хоть раз обратил на неё внимание. Точно так же и Дункан, не будет сидеть, завернувшись в тёплый плед, попивая чай и вздыхая о грядущих проблемах.
Ко всему вышесказанному, ЕСЛИ я захочу написать примечательную сцену, то акцентирую её тем, что заставлю персонажей действовать ВНЕ их бриллианта характера. Ловко, да?

_____________________________________________________

ВЕРНЕМСЯ К НАРРАТОРИКЕ

Таким образом, бриллиант характера из шаблонных, разрозненно-размытых черт-синонимов действительно превращается в интересный инструмент, умещающийся на тетрадной странице! Не хватает детальности, зато есть главная черта, формирующая диалоги, наличествует внутренний конфликт и проявляется внешний облик персонажа для референсов.

Я думаю, что “главную силу”, ”верхнюю черту”, “стержень”, вполне можно назвать “короной” бриллианта (это вполне ювелирный термин), тем более, что “стержень характера” может вызвать путаницу понятий. “Теневую черту”, “нижнюю черту”, всё подавляемое, можно назвать “тенью”.

Левая грань “Поддерживающая черта”. Сюда входит самопрезентация персонажа, внешний вид (даже детали костюма) - это, фактически, несколько слов для художников. Они не будут разбираться в схеме характеристик, им нужно два-три слова или предложение, чтобы представить цельный образ; остальное будет решаться коллажами из референсов. На деле вышло, что никто (включая самого Антона) с первого раза не смог разобраться в практикумах других участников без трёх-пяти слов на тему того, как персонаж себя подаёт и как ощущает.
Правая грань, “Главный недостаток”, так и остаётся противовесом главных достоинств героя.

Таким образом, не трудно представить бриллиант характера Гендальфа:



Гендальф (серый маг)

1 Корона: Мудрость, целеустремленность, лидерство

2 Левая грань (антураж внешность): Очень древний, но энергичный; строгий, но справедливый маг с доброй улыбкой и мудростью обращающийся к друзьям, а врагам внушающий мистический ужас.

3 Правая грань (главный недостаток): Мудрость и нечеловечески долгий срок жизни даёт такую негативную черту - “Себе на уме”. Гендальф старается всегда обойти конфликт стороной, не вмешиваться напрямую. Никого не посвящает в свои планы. Готов припугнуть страшной карой даже союзников, если те не решаются действовать.

- Вспомните режиссерскую версия “Властелина колец”, где Гендальф пророчит страшную судьбу всему Средиземью прямо на собрании в Ривендейле, так что тучи закрывают небо.

- Так же, Гендальф очень жёстко “советует” каждому хоббиту, будь то Бильбо или Фродо, делать что велено.

Маг знает об опасности в Мориевых копях, но не посвящает никого (вдруг план рухнет и придется отменить поход?)

- Гендальф никогда не раскрывает своих мудрых замыслов полностью. Лидеры гномьего народа и будущие государи побаиваются и уважают Митрандира как дружелюбную на вид, но непостижимую до конца сущность.

4 Тень: Бесстрашный воин, готовый брать ответственность за себя и других. Готовность к самопожертвованию.

Неясно почему (хотя можно предполагать что угодно), но Гендальф Серый очень подавлен и предпочитает защищаться и убегать от Сарумана.

Со словами «ты не пройдешь!» происходит поворотный момент для его личности. Когда Гендальф, преодолевая свой страх, вступает в открытую конфронтацию с неодолимым противником (сражается один на один с Барлогом), его характер претерпевает изменения. Маг чувствует, что вот-вот умрет, но возрождается в Гендальфа Белого - и переосмысливает самого себя. Гендальф становится более уверенным и открытым лидером: он начинает махать мечом в первых рядах войска, убеждает (а не запугивает) царей и повелителей и принимает ответственные решения, находясь лицом к лицу с врагом.

Такой бриллиант характера Гендальфа мне больше по душе.

Разберем и второго персонажа, которого так не пощадили:


бриллиант характера, персонажи, нарраторика

Up