Подъезжаем с Пречистенской стороны реки (правый берег). Сразу бросается в глаза скопление машин со всех уголков России. Но больше всего конечно же Мурманской и Ленинградской области. Серега высаживается чуть раньше и идет в контору вместе с нашими паспортами чтобы оформить лицензии. Период лицензионного лова поймал-изъял откроется только через 3 дня. А пока что поймал-отпустил. Такая лицензия стоит 1000 рублей с человека в сутки и действует с 6 утра и до 23-00. Женя уже ожидает нас на берегу на своей новенькой лодке. Старой то в прошлом августе пришлось совсем несладко во время нашего сплава по порогам. Загружаемся и переправляемся на противоположную Никольскую сторону Варзуги. Саму реку не узнать... Теперь это широкий бурлящий черный поток, раскинувшийся от берега до берега. Уровень воды поднялся на несколько метров по сравнению с августом. То и дело мимо нас в сторону моря проплывают огромные айсберги. Теперь становится понятно предназначение береговых укреплений, состоящих из старых топливных бочек с местного заброшенного аэродрома.
От коровьего острова посреди реки не осталось и следа. Он скрыт под толщей воды.
Короткий отдых, немного йогурта за приезд, расчехляем снасти и на рыбалку...
Рыбаков на берегу тьма тьмущая. Большая часть на противоположной- Пречистенской стороне реки. Именно там расположены рыболовные лагеря и домики рыбохраны. Лицензионный участок лова имеет длину чуть более 2 км. Выходить за него со спиннингом строжайше запрещено. За рыбаками через бинокли, подзорные трубы и видеокамеры наблюдают десятки глаз. Обстановка не комфортная. Всю пойманную рыбу положено отпускать обратно в реку.
Местами берега реки ещё покрыты толстым слоем льда.
Небольшой островок на русле служит пристанищем для перелетных птиц.
Становимся прямо напротив рыболовного лагеря на "ручье" В прошлые годы эта точка была одной из самых уловистых.
Прямо из сухой прошлогодней травы, звонко журча и перекатываясь через разноцветные камни, стремительно бежит лесной ручей. Он берет свое начало где-то там, на самом верху склона среди заснеженного леса.
Начинаем ловить. Заброс за забросом не приносят результата. Через пару часов я ловлю первую рыбу. Это некрупная кумжа- грамм 700. Тут же отправляем её в котел.
Пока варится уха, иду прогуляться по весеннему северному лесу. Семга всё равно не клюет. Причем ни у кого. Характерных прыжков, свидетельствующих о массовом заходе рыбы тоже нет... Мы приехали рановато. Ребята, находящиеся здесь уже 2-3 дня говорят что ещё вчера ловить было невозможно. Шли крупные льдины о которые было оборвано огромное количество блесен.
Берега Варзуги-это 2 очень крутых склона, покрытых густым лесом. Как ни странно, но на верху болота.
Летом в таких местах можно обнаружить огромные заросли малины
Деревья в этом лесу каждым своим корешком пытаются зацепиться за каменные валуны.
И образуют причудливые переплетения. Сразу вспоминаются русские народные сказки про бабу Ягу. Если бы она существовала, то наверняка обосновалась бы в подобном лесу.
В местах куда не проникает солнечный свет всё покрыто льдом.
Новенькая Женина лодка у каменного "причала". Прошлым летом этот причал представлял из себя отвесную скалу вдоль которой проходило глубокое русло.
А ушица тем временем готова.
Делимся впечатлениями и снова в бой. Раз за разом кидаем спиннинг, пробуем различные приманки, но все безрезультатно. Рыбы нет. Вечером прошел слух что немногочисленным счастливчикам всё-таки удалось взять по 1-2 рыбы. Но таких единицы. Семга только-только зашла в низовья реки в двадцати километрах ниже по течению и ещё не успела дойти до Варзуги. В этот день я поймал 2 рыбы-первая это кумжа из которой мы сварили уху. А вторая-это очень и очень забавное создание под названием вальчак. Тут стоит подробнее рассказать о жизненном цикле семги. Она появляется на свет в реке, живет какое-то время , взрослеет и через море выходит в Атлантический океан. Именно там находится её кормовая база. Спустя несколько лет, половозрелая семга возвращается в свою родную реку. Мало того что рыба безошибочно выделяет родной водоем из сотен других соседних рек, так она ещё и находит свою собственную ямку где когда-то вылупилась из икры. При этом ориентируется она на состав воды. Любой ручей или впадающая речка придает воде неповторимый аромат, который рыба не спутает ни с чем. Так вот, после захода в реку ( а происходит это массово с начала октября до января и немного весной) , семга начинает готовиться к брачному сезону. Одевает свой брачный наряд, меняет форму тела и отдает большую часть нагулянного жирка в икру. Считается что в этот момент она сильно теряет как по вкусовым характеристикам, так и по бойцовским качествам. Становится значительно слабее. Такую семгу называют лошалой или лохом. Именно её мы и ловили в августе прошлого года. После нереста (до которого с момента захода в реку проходит около 9 месяцев) ослабленная изможденная рыба скатывается назад в море (в отличии от горбуши с кижучем, которые погибают) , отъедается и через несколько лет снова возвращается на нерест. Так вот, вернемся к нашему вальчаку. Совсем небольшая часть семги ,отнерестившись, не скатывается а остается в реке (фактически на 1 год и 8 месяцев с момента захода). Именно такую рыбу я и поймал в первый день. Сначала подумал что на крючок попала какая-то палка. Сопротивления практически не было. Потом смотрю, рыба... Вытаскиваю и сначала не понимаю что именно я поймал. Огромная семужья голова и большой хвост... а между ними худющее как у змеи тельце. Это несчастное существо ничего кроме жалости не вызывало и было незамедлительно отпущено. О вкусовых характеристиках этой рыбы говорить не приходится, так как за 1 год и 8 месяцев от них попросту ничего не осталось.
Процесс ловли по высокой воде имеет свою специфику. Из года в год семга меняет свои гастрономические предпочтения и в результате работают различные приманки. Но в любом случае, рыба идет по руслу глубиной до 15 метров. скорость потока составляет более 10м в секунду. Каждую минуту мимо проносятся сотни кубометров воды. Одна из распространенных Варзушских приманок-это муха, имеющая ядовитый оранжевый или зеленый окрас. Для доставки легкой приманки на дно при таком сильном течении используется не менее экзотическая оснастка- бомбарда или поплавок Сбирулино.
Такая снасть может иметь различный вес, но в данном случае мы сильно ошиблись с этим параметром. В нашем арсенале максимальные бомбарды были весом в 30 гр. в то время как необходимо было минимум 50. Мощное течение поднимало эту снасть, словно пушинку и в результате муха не достигала своего адресата. Бомбарду этой весной я использовал впервые. Перепробовав весь арсенал блесен и мух, мы с пустыми руками возвращаемся в село. Там нас уже ждала разогретая банька.
Надо отметить, что в селе жить намного приятней, интересней и комфортней , чем в рыболовной лагере. Сам лагерь представляет из себя дощатый подиум с навесом на котором люди ставят палатки. Есть ещё большой длинный стол под навесом, за которым народ бухает до посинения с утра до ночи. Еду необходимо готовить на костре. И такое размещение в результате стоит значительно дороже аренды деревенского домика с нормальной кроватью, баней и всеми удобствами.
После бани и ужина поднимаюсь на свою прошлогоднюю обзорную точку-высокий холм за селом. На вершине очень кстати установлена небольшая скамейка. Закаты в это время длятся значительно дольше обычного. Ночи как таковой нет-светло как днем.
С холма открывается хорошая панорама на реку и обе половины села Варзуга
На этот раз мы жили в уютном домике (белый по центру кадра) отдельно от хозяев. Готовили сами, назначая каждый день дежурных.
Газа в Варзуге пока нет. Топятся дровами, складывая их причудливым образом.
Весной часть села превращается в болота, но к счастью, спасают деревянные мостики и настилы.
Несмотря на полярный день, в сон проваливаемся мгновенно. Сказывается накопившаяся с дороги усталость и избыток новых впечатлений.
Продолжение следует.
Дорога тудаПоездка 2011