Сын человеческий или история о пальто и котелках

Mar 03, 2013 01:14

Мой любимый сюрреалист может похвастаться многими шедевральными работами, скромно висящими в музее его имени в Брюсселе. Широкой же публике он известен благодаря двум головам, затянутым куском ткани, сидящим гробам, изображением трубки, а также женских половых органов, органично вписавшихся в лицо. Ну и, естественно, благодаря нему - сыну человеческому.




Образ мужчины в пальто и котелке проходит красной нитью через все творчество Магритта. Впервые он рисует схожий силуэт в 1926 году, назвав картину "Размышления одинокого прохожего". Некоторые исследователи его творчества полагают, что картина написана под впечатлением от смерти матери художника. (Покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с моста).



Год спустя мотив котелка и пальто вновь всплывает в творчестве Магритта. "Смысл ночи". Смысл ночи, понятное дело, во сне.



В очередной раз Магритт вспоминает про данный образ лишь в 1951 году, создав картину "Ящик Пандоры". Предположительно, белая роза выступает символом надежды, оставшейся на дне ящика.



В 1953 году Магритт рисует знаменитую "Голконду" дождь из мужиков. Сам Рене утверждал, что данная картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума в ней, который может прикоснуться к настоящей жизни - опять же - лишь во сне.



В 1954 появляются "Великое столетие" и "Школьный учитель".



"Великое столетие"



"Школьный учитель"

В 1955 году человек в пальто и котелке раскрывается с разных сторон. Три фигуры, три луны, три реальности. "Шедевр или тайна горизонта"



В 1956 альтер-эго Магритта утрачивает форму и мимикрирует под горизонт - работа "Поэт воссозданный"



В 1957 году Магритт вдохновляется Боттичелли, помещая Весну на спину человека в пальто. "Готовый букет"



Сделав перерыв в три года, в 1960 пальто возвращается к благодарному зрителю. С собой оно приводит яблоко. "Почтовая открытка"



А также представителей фауны. Важная деталь - человек в пальто и котелке поворачивается к нам лицом. "Присутствие духа"



В 1961 году Гагарин совершил полет в космос, а Магритт нарисовал "Портрет Штефи Ланг", куда не преминул поместить два комплекта "пальто-котелок".



В 1962 году к фигуре добавились любимые художником изображения облаков и листвы, да и концепция трех пространств вновь нашла отражение в творчестве бельгийца.



"Высший свет".



"Дух приключений"

В 1963  Магритт вновь немного поэкспериментировал с формой.



"Бесконечное признание"



"Сторонник порядка"

В 1964 художник пишет предтечу "Сына человеческого". "Человек в котелке"



И, наконец, мы добрались до, пожалуй, самой известной картины Магритта. "Сын человеческий" задумывался как автопортрет художника, символизируя современного человека, утратившего индивидуальность, но не избавившегося от соблазнов.



В этом же году была написана вариация "Сына человеческого"  - "Великая война"



Спустя два года после "Сына Человеческого" Магритт вновь вернулся к котелкам. "Декалькомания" и "Королевский музей" датируются 1966.



"Декалькомания"



"Королевский музей"

На этом Магритт закончил свои отношения с котелками, но было поздно - образ пошел в массы. Немалую роль в опошлении картины сыграли шаловливые ручонки поклонников продукции Apple.





Впрочем, не стоит винить только адептов испорченного яблока - как правило, адаптация идеи обществом зачастую проходит болезненно для автора.











Апофеоз процесса - трансформация "сына человеческого" в нового героя прогрессивной молодежи. Чувствую, Магритт только что напоролся на гвоздь в своем гробу.


Что мы имеем на выходе? Один из ключевых образов художника опошлен и коммерциализирован. С другой стороны, разве не это служит доказательством всемирной известности?

живопись, Рене Магритт, сюрреализм

Previous post Next post
Up