Зарубежные НПО - механизм влияния на внутреннюю политику в СНГ. Журнал «Обозреватель», № 3, 2013 г.
"..в силу установленного биполярного мироустройства общественные организации (независимо от юридического статуса) рассматривались многими западными странами в качестве инструментов стратегии доминирования над общественными настроениями.
"...до сих пор в разведсообществе США существуют специальные межведомственные группы, занимающиеся координацией деятельности самых различных неправительственных структур, в частности, на российском направлении. Так, в Национальном совете по разведке (National Intelligence Council - NIC) существует Секция российских и евразийских исследований (National Intelligence for Russia and Eurasia). Данное подразделение непосредственно подчинено Директору национальной разведки и отвечает за подготовку Национальной разведывательной сводки (National Intelligence Estimate), которая готовится на основе открытой информации и регулярно докладывается президенту США. Во взаимодействии с оперативными подразделениями американских спецслужб российская секция NIC участвует в координации финансирования и методического обеспечения западных и прозападных НПО в странах Восточной Европы и бывшего СССР, создавая эшелонированную сеть влияния. Именно этим занимаются такие НПО, как «Национальный демократический институт» (NDI), «Международный республиканский институт» (IRI), «Международный фонд электоральных систем» (IFES), фонд Джорджа Сороса, Институт «Открытого общества» (OSI), «Freedoom House», а также сотни других подобных организаций.»
«Указанные структуры аккумулировали огромные средства, санкционированные Конгрессом и Госдепартаментом США, для создания форпостов американского влияния в иностранных государствах под благовидными предлогами, чаще всего под видом помощи с целью построения «гражданского общества», защиты прав человека, оказания содействия в проведении «демократических» выборов и создании «альтернативной прессы». Как подчеркивалось в исследовании Американского института предпринимательства, Национальный демократический фонд и его семейство как раз и занимались изменением политического баланса в государстве-мишени под предлогом помощи «гражданскому обществу».
"В новой коммуникационной среде роль гражданских институтов беспрецедентно возросла: в лице международных негосударственных организаций и транснациональных объединений мир заговорил о новых политических акторах".
"Экстерриториальность коммуникации стала основополагающим фактором и предопределила деятельность негосударственных организаций, якобы действующих независимо[6]. Последние получили широкие функции политического участия, результатом чего и стали многочисленные исследования по проблемам потери суверенности государства и разделения властных ресурсов между гражданскими сообществами и группами.
Таким образом, с точки зрения политической, деятельность современных НПО осуществляется в трех основных направлениях: пропаганда и защита интересов, лоббирование и установление повестки дня."
"Данные виды деятельности осуществляют непосредственное влияние на внутреннюю политику. В частности, пропаганда «демократических ценностей» осуществляется через различные сети по защите интересов различных групп. Международные НПО работают в следующих направлениях: 1. информационная политика, в рамках которой происходит процесс обмена информации, а также интерпретация вопросов, представляющих интерес; 2. символическая политика, что предусматривает широкое использование символов для повышения осведомленности общества по конкретным вопросам; 3. левередж (действие рычагов) или усиление рычагов для получения морального или материального преимущества над властными структурами (государство и международные организации); и 4. политика подотчетности, что является важным моментом в «напоминании» государственным органам об имплементации норм, которые были официально приняты[7]. Данные виды деятельности часто осуществляются неправительственными организациями на гранты зарубежных агентств, которые преследуют цели дестабилизации общественного порядка и фрагментации общества"
«Основная форма поддержания контактов - Интернет и проведение регулярных выездных семинаров, на которые приглашаются «активисты» из России и стран СНГ. Кроме того, региональные центры под покровительством западных спецслужб работают над созданием сетей влияния в Беларуси, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Армении. Иногда в качестве сетей - инструментов влияния - выступают уже существующие диаспоры, землячества, религиозные секты, молодежные объединения.
Следует выделить в отдельное направление деятельность сетевых структур по прививанию молодежи «демократических ценностей». Используется открытый механизм проведения семинаров, тренингов, лекций, занятий, программы обмена студентами. Лекторами и преподавателями могут выступать как представители НПО, так и штатные преподаватели местных вузов. Разовая оплата через неправительственные фонды зачастую значительно превышает месячный заработок. Преподаватель имеет возможность получить западный грант в том случае, если ему удается обеспечить продолжительную программу. Если преподавателю удалось расширить свою целевую аудиторию, привлекая новых слушателей и участников, программа получает новое финансирование, пролонгируется и разбивается на несколько этапов. Одна из скрытых задач таких занятий заключается в выявлении неформальных лидеров (opinion leaders), которых в случае необходимости можно использовать в массовых акциях.
Из неформальных лидеров формируются пирамиды сетевого маркетинга. Студент-лидер, создавший свою группу в количестве десяти человек и возглавивший ее, получает вознаграждение. Высший доход получает тот, кто становится во главе тысячи человек.»
«Негосударственные гражданские институты в целом сегодня стали инструментами глобальной перестройки, и своей деятельностью они подотчетны своим донорам, а не гражданам.»