Комментарии американского психолога по проблеме потенциально опасных методов психотерапии детей

Oct 03, 2017 10:14

Комментарии американского психолога, проф. Джин Мерсер, по проблеме потенциально опасных методов психотерапии детей и их продвижения в России

Джин Мерсер - доктор наук, заслуженный профессор психологии, Университет Стоктон, Нью-Джерси, США.

Видео-доклад на Московской научно-практической коференции с международным участием «Проблема жестокого обращения с детьми в нашей стране и за рубежом»,  проведенной 23 марта 2016 г. в  Институте  психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета (ИПССО МГПУ) [ http://teachers.msk.ru/news/222_jestokoe_obraschenie_s_detmi_v_rossii_i_za_rubejom_konferentsiya_mgpu].

Перевела Е.М. Иванова

image You can watch this video on www.livejournal.com



Jean Mercer from imperfectfilms on Vimeo.
Приветствую всех мои российских коллег, обеспокоенных проблемой жестокого обращения с детьми. Благодарю за просмотр этого видео.

Передаю особые приветствия и благодарность д-ру Майклу Иванову и доктору Юлии Массино, воодушевившим меня записать это видео, и которые в течение нескольких лет являются моими близкими коллегами.

Меня зовут Джин Мерсер. Я американский психолог, в течение длительного времени изучаю обстоятельства жестокого обращения с детьми в рамках так называемых «психотерапевтических методик».

Мы привыкли воспринимать психотерапию как нечто заведомо благотворное (полезное), и порой кажется странной сама мысль о том, что психологическая интервенция может причинить какой-либо вред. Однако следует помнить, что как и в случае оказания медицинской помощи, психологическая помощь также может иметь свои побочные эффекты, и прежде чем выбирать методику лечения следует удостовериться в том, что соотношение предполагаемой пользы и потенциального риска является приемлемым.

Помимо этой проблемы, существуют так называемые детские «психотерапевтические методики», намеренно использующие техники, которые большинство из нас посчитало бы жестокими.

К сожалению, должна отметить, что одна из таких методик уже проникла в Россию, и множество книг об этой методике на настоящий момент уже переведены на русский язык. Другая методика получила свое применение в Германии и Чехии, и я уверена что ее сторонники хотели бы распространить ее и на территорию России. Я опишу обе эти методики и представлю доказательства того, что они включают в себя элементы жестокости, и повлекли неблагоприятные последствия, вплоть до смерти детей.

Первая опасная методика, применяемая в детской психотерапии, называется "Аttachment therapy" [Аттачмент терапия] (AT). Она чаще всего используется по отношению к приемным детям, и возможно связана со случаями причинения вреда приемным детям из России в США. По всей видимости, данная методика применяется и в России. «Аттачмент терапия» (по русски: терапия привязанности) основывается на альтернативной теории привязанности, а не на общепризнанной теории, разработанной Джоном Боулби десятки лет назад.

Альтернативная теория предполагает, что если дети будут эмоционально привязаны к своим опекунам, то они будут послушны и ласковы. Считается, что если дети менее уступчивы, или не столь ласковы, как хотелось бы их приемным родителям, то это связано с тем, что они не имеют эмоциональной привязанности, а попросту страдают «нарушением привязанности». При этом аттачмент терапевты не интересуются тем, правильно ли сами родители строят взаимоотношения с приемными детьми, полностью фокусируясь лишь на предполагаемых проблемах ребенка. Они игнорируют тот факт, что послушание и любовь ребенка в значительной степени зависят от того, как родители ведут себя по отношению к ребенку.

Альтернативная теория привязанности также предполагает, что эмоциональная привязанность возникает в связи с тем, что ребенок осознает силу и власть взрослого. Считается, что такое осознание возникает в силу того, что взрослый регулярно кормит голодного ребенка ,заботится о нем, а ребенок таким образом понимает насколько жалким его положение было бы не будь взрослого рядом. Данный подход, несомненно, в значительной степени отличается от общепризнанной теории привязанности, которая предполагает, что привязанность имеет тенденцию развиваться в ходе положительного социального взаимодействия.

Поскольку аттачмент-терапевты считают, что привязанность ребенка вызвана осознанием силы и власти взрослого, они используют методы лечения, делающие акцент на силе взрослого и подчинении ребенка. Один из таких методов включает в себя физическое сдерживание ребенка, а также довольно серьезные неприятные ощущения. Ребенок может удерживаться поперек колена терапевта, в то время как один взрослый сидит на одной из рук ребенка, а другой-держит другую руку. Терапевт может болезненно тыкать ребенка под мышками и захватывать его лицо, требуя при этом, чтобы ребенок смотрел ему в глаза, громко повторяя такие фразы как: «Я хочу, убить мою мать!"

Эти занятия продолжаются по несколько часов, и могут проводиться ежедневно в течение нескольких недель. В других случаях, ребенок может укладываться на спину на пол, в то время как терапевт или родитель ложится на него лицом вниз , или же ребенок может лежать на животе, а взрослый лежать поперек его спины. В одном случае со смертельным исходом, ребенок был завернут в простыню, в то время как несколько взрослых давили на него, имитируя родовые схватки.

Детей, подвергаемых аттачмент терапии также могут запугивать тем , что их бросят родители, и, предсказывать, что в будущем они убьют кого-нибудь и сядут в тюрьму. Также могут потребовать, чтобы дети периодически сидели в неподвижном состоянии, придерживались определенной диеты, ограниченной по количеству и разнообразию, а также подвергались наказанию, если ели, пили, использовали туалет без разрешения взрослых.

Некоторые наказания являются «парадоксальными воздействиями», когда ребенка заставляют есть или пить гораздо больше, чем это необходимо, или же есть очень соленую/перченую пищу. Данные методы также направлены на установление силы и власти взрослого, что, по мнению аттачмент терапевтов, порождает привязанность, а, следовательно, и послушное поведение.

Сообщалось о нескольких случаях смерти детей, наступивших в результате аттачмент терапии. Один из них, случай 10-летней удочеренной Кандис Ньюмэйкер, смерть которой наступила из-за того, что ребенок находился в завернутом положении в течение 70 минут, несмотря на ее мольбы об освобождении, рвоту и испражнения (дефекацию) и полное молчание в последние 30 минут, прежде чем ее развернули и нашли мертвой. Терапевты были признаны виновными и отправлены в тюрьму.

В другом случае, приемному отцу посоветовали улечься на его 4-летнюю дочь, когда она будет плохо себя вести, он так и сделал, после чего ребенок задохнулся. Отец был отправлен в тюрьму, а терапевты наказания не понесли.

В третьем случае - приемная мать заставила 4-летнюю дочь выпить 2 литра воды, в качестве наказания за питье без разрешения, после чего ребенок умер от гипонатриемии.

И в заключение случай без смертельного исхода, когда 11-летний мальчик предпринял попытку суицида после месяцев терапии, предложенной терапевтом его отцу и мачехе. У терапевта была отозвана лицензия, но она продолжала работать в качестве "родительского коуча" (тренера родительских отношений).

Позвольте мне перейти ко второй форме жестокого лечения, в рамках так называемой «психотерапии». Данная форма лечения использовалась в США, Германии, Чешской республике, а также ряде Латиноамериканских стран и Греции. Данная методика лечения называется Холдинг терапией (по- английски, и Festhaltetherapie по-немецки). Один американский практик называет данную методику «Продолжительным детско-родительским объятием».

Данную методику ассоциируют с именем Марты Велч, психиатра, связанного с Колумбийским Университетом, а также с именем Ирины Прекоп(овой?), детским психологом, долгие годы работавшим в Германии и вернувшимся в свою родную Чешскую республику около 15 лет назад. Велч первоначально была связана со сторонниками аттачмент терапии и заявляла, что ее метод холдинг терапии является методом лечения аутизма. Позднее она утверждала, что ее метод направлен на лечение реактивного расстройства привязанностей.

Прекопова тоже заявляла о намерении лечить аутизм, но также сфокусировалась на оппозиционном поведении. Прекопова работала с терапевтом- мистиком Бертом Хеллингером, одобряя его методику «семейных расстановок», в соответствии с которой дети, подвергшиеся сексуальному насилию со стороны взрослых членов семьи должны извиниться перед своими насильниками. Прекопова выступала с лекциями в России в 2013 году.

Как и в случае с аттачмент терапией, холдинг терапия включает в себя физическое сдерживание детей, однако техники при этом различные. Холдинг терапии подвергаются более маленькие дети в том возрасте, когда аутизм уже может быть диагностирован. Маленький ребенок размещается на коленях матери, лицом к лицу с ней. Мать притягивает ребенка к себе и держит его в крепких объятиях, голова ребенка, при этом, находится напротив ее шеи. Ребенок продолжительно борется и вырывается из этих объятий, но к концу часа или около того, его силы уже на исходе и он прижимается к матери.

Детей постарше укладывают на спину, в то время как мать ложится сверху, фиксирует руки ребенка, глядя ему в лицо. Матери и ребенку сообщают, что они должны выразить все свои эмоции по отношению друг к другу, как положительные, так и отрицательные. Дети могут бороться изо всех сил против этого сдерживания, в то время как терапевт стоит рядом и обучает мать, помогает удерживать ребенка. Холдинг должен проводиться родитеями каждый день.

Немецкий психолог Уте Бенц сообщил, что родителей просят удостовериться в том, закрыты ли окна, чтобы соседи и представители власти не смогли услышать крики ребенка. Бенц утверждает, что такое лечение вызывает депрессию и тревогу, наличие синяков также кажется весьма вероятным результатом, однако никаких серьезных травм или смертельных исходов обнародовано не было.

Эмпирическое обоснование обоих методик крайне слабое, несмотря на то, что Прекопова и ее коллеги опубликовали несколько плохо продуманных результатов исследований в 1980-х годах. Сторонники обеих методик провозглашают их «научность», однако данное заявление основано на весьма неопределенной связи с Боулби, с одной стороны, и на одобрении в 1980-х годах Николасом Тинбергеном, Нобелевским лауреатом, с другой.

Я надеюсь, что российские специалисты в сфере психического здоровья смогут распознать жестокий характер данных методик лечения и предотвратят использование таких неблагоприятных методик в отношении российских детей.

Еще раз благодарю за просмотр данного видео. Мои наилучшие пожелания в успешном проведении конференции!

attachment therapy

Previous post Next post
Up