А еще я вам уже
сказала, что в отпуске мне приснился сказочный сон, так вот он тут:
На некоем острове живут испокон веку два народа. Живут автономно, хотя и на одной территории.
Один народ - это люди, они управляются королем. Второй народ называется пáо, это тоже люди, но ростом сантиметров тридцать, вроде свифтовских лилипутов. Они управляются общим собранием, похоже на новгородское вече.
Живут они довольно дружно, торгуют друг с другом. Пао умелые ювелиры, а также специалисты по кружевам. Люди делают для них коробы, которые они используют как дома или склады. Похоже, что пао древнее людей, они также славятся своими знаниями и умом, люди с ними часто советуются.
У короля людей был друг детства - пао. Они дружили столько, сколько король помнил себя. Он всегда и во всем привык спрашивать совета у своего друга.
Это все в принципе были знания за пределами сна. Т.е. когда сон начался, я уже каким-то образом знала всю эту ситуацию. А сам сон начался с непримиримой ссоры между закадычными друзьями.
Причина ее тоже за пределами сна, похоже короля привел в ярость ответ пао на какой-то вопрос. Король попытался убить «обидчика», но тот скрылся. Тогда король объявляет войну всему народу пао. Он пускает на них тамошний эквивалент танков - колесницы с широкими и мощными колесами, которые давят маленьких человечков. Пао уходят в подполье - как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.
Но эти действия вызывают недовольство среди подвластных королю людей, которые издавна дружат с пао, и не согласны с их массовым истреблением. Начинается восстание, и королю приходится начать боевые действия уже против своих подданных, что вызывает ярость и тех, кто смолчал, когда убивали пао.
Против короля ополчаются практически все, большая часть войск переходит на сторону восставших, которые и побеждают. Король схвачен, закован в цепи и осужден на смерть. Наступает последняя ночь его жизни, наутро он будет казнен. И вот тогда к нему приходит его бывший друг.
- Ты пришел посмеяться надо мной и полюбоваться на мое падение и унижение?, - с горечью спрашивает его король.
- Я пришел спасти тебя, если ты согласен принять помощь от меня.
Пао открывает королю тайну: оказывается они не два разных народа, а практически один, разошедшийся когда-то на две ветви. Но каждый человек имеет возможность превратиться в пао, а каждый пао - в человека. Это можно сделать один единственный раз в жизни, назад дороги уже не будет.
- Ты можешь сейчас же превратиться в пао, тогда оковы просто спадут с тебя. Но человеком ты уже стать не сможешь. И вот еще что: твои портреты не зря красовались и на огромных плакатах и на спичечных коробках. Пао знакомы с твоим изображением в любых масштабах и без труда узнают тебя. А учитывая то, что ты с ними сделал, реакция их может быть любой. Правда, пао не столь кровожадны. Тем более, что сейчас тебя ждет неминуемая смерть от рук палача. Но выбор за тобой.
- Почему ты спасаешь меня, несмотря на то, что я сделал с твоим народом?
Пао долго молчит, потом тихо говорит:
- Младшая сестра моей матери всегда стыдилась того, что она пао, ей казалось, что мы ничтожны и бессильны. Она преклонялась перед людьми, и в конце концов выбрала превратиться в человека. Твой отец, ничего этого не зная, женился на ней, сделал ее своей королевой, и она стала твоей матерью. Ты мой младший двоюродный брат.
У людей острова считается величайшей подлостью поднять руку на своего родича. Потрясенный король долго не может вымолвить ни слова, потом со слезами шепчет: прости меня…
В конце концов, он превращается в пао, цепи сваливаются, беглецы уходят незамеченными.
Пао, разумеется, узнают его, но они мудры и незлопамятны. Его прощают и принимают в племя, тем более, что у него есть многочисленная родня.
На этом месте я проснулась. Удивилась, потом заснула снова. И опять попала на тот же остров, только совсем в другую историю:
Жила-была в городе среди людей одна женщина, она была бездетна и очень страдала от этого. И вот она услышала, что в деревне осиротела семья, в которой было то ли пятеро, то ли шестеро детей. Она помчалась туда и привезла этих детей в город. Но по закону ей нельзя было взять этих детей к себе до официальной церемонии усыновления. До этого они должны были находиться в специальном государственном учреждении. Она разумеется, все время приходила навещать их и приносила подарки, пытаясь ускорить немалые бюрократические процедуры.
Но был один пао, ее сосед, который за что-то невзлюбил ее и решил отомстить. Он пробрался к этим детям и сказал им, что женщина та - людоедка, что она для того и хочет усыновить их, чтобы потом сварить в огромном котле и съесть.
Дети пришли в ужас, а пао рассказал им, что есть путь к спасению: превратиться в пао, что они все тут же и сделали.
Женщина, которая была ни в чем, естественно, не повинна, была в отчаянии, но поделать уже ничего не могла.
Когда я проснувшись, рассказала эту историю Эли, он спросил, почему же она сама не превратилась в пао, чтобы соединиться с детьми? У меня нет ответа. Но во-первых, неизвестно, какие законы усыновления есть у пао, и существует ли у них такое явление вообще. А во-вторых, что если та женщина изначально была пао, и превратилась уже когда-то в человека? Тогда ясно, что превратиться назад она уже не может. Это кстати, может пролить свет и на вражду к ней того пао - вдруг у них были какие-то связи и прежде (возможно и любовные), и он именно превращения в человека ей и не простил?
Там были еще всякие, не связанные между собой истории, происходившие явно в разные времена. Объединяло их только наличие людей и пао и взаимосвязь между ними, но я их почти не помню.
Был какой-то крупный ученый, приехавший на остров из какой-то европейской страны уже в наше время. Он зашел с чемоданами в гостиничный лифт и там с изумлением и ужасом увидел группку пао, ведущих оживленную беседу. Они вежливо с ним поздоровались, сопровождающие его местные ученые так же вежливо с ними раскланялись, а несчастный гость решил, что сходит с ума. Но чем это все кончилось, я увы, не помню.