Первая часть
здесь. В этой части речь пойдет о детективах американских и английских. И о двух книгах, оставленных на полпути.
===== Английские детективы
Джоанн Харрис, Джентльмены и игроки. Джоанн Харрис мне помнится своими удивительно "ламповыми" книгами. "Шоколад", "Ежевичное вино", "Пять четвертинок апельсина". Они все разные, про разное, но все как-будто подсвечены изнутри теплым светом. Эта книга совсем другая. Вневременная Англия, частная закрытая школа. Как написано в одной рецензии (и я полностью подпишусь): "Сила привилегированных школ в строжайшем следовании традициям, в этом же и их слабое место. Традиция держится авторитетом её хранителей, авторитет хранителей поддерживается их репутацией, а репутация - это очень хрупкая вещь". Запятнай репутацию и школа падет. Это и есть цель и метод главного героя. Хорошо передана атмосфера, внутренняя кухня частной школы. Хорошо передана "английскость". Развязка неожиданная и необычная. И тем ни менее, мне скорее не понравилось. Действие разворачивается оооочень неторопливо и как-то очень детально, на грани нудности. Кроме того, мне показалось, что всего было чуть-чуть через чур. Если пороки, так прямо отвратительные. Если причуды, так на грани сумасшествия. Если проступки, так до уголовного кодекса. Ощущение после книги, как-будто тебя вывалили в грязи. Книга вовсе не плохая, но я была рада, что закончила и не буду рекомендовать. Если хочется про британскую частную школу, тогда можно, например, Тану Френч "Тайное место" или Элизабет Джордж "Школа ужасов".
Дозефина Тэй, Человек из очереди. Первая книга из серии про Алана Гранта. Для меня и последняя. Действие разворачивается в Англии после Второй мировой войны. Убит человек, стоявший в очереди. Кто он? Почему он убит? Как искать убийцу? Книга очень наивная и вся прямо пропитана такой себе выпяченной английскостью, как мы себе ее представляем. "Убит стилетом? Ага, значит итальянец, потому что англичанин НИКОГДА бы не выбрал такой способ!". Инспектору нужно поехать в приморский город и непринужденно опросить свидетельницу. Он не может поехать без сопровождающей женщины, потому что "как вы себе это представляете, чтобы он -- мужчина! подошел на пляже к двум женщинам и завязал беседу?!". Ну и в таком ключе вся книга. Развязку ничто не предвещает, просто в какой-то возникает новый герой, который во всем признается (??). В общем, в топку.
Кейт Аткинсон, Преступления прошлого, Поворот к лучшему. Две первые книги из серии про частного детектива Джексона Броуди. Современная Британия. Первая книга затрагивает несколько времен и несколько преступлений и разворачивается в Кембридже. Вторая -- множество казалось бы не связанных с собой преступлений в Эдинбурге в разгар фестиваля искусств. Книги понравились, истории захватывают, герои прописаны интересно, развязка относительно логична. Детектив такой себе потрепанный жизнью пожилой мужчина, который работает, чтобы оплачивать счета, но на самом деле мечтает о тихой жизни во Франции. Единственное, что не понравилось, это тема секса, которая в книге раскрыта не то, чтобы полностью, а даже сверх. Что бы не происходило, все каким-то образом автор связывает с сексом. У нее плохой характер? -- В ее жизни недостаточно секса. Купающиеся на берегу реки Кэм? -- Члены группы нудистов. Мальчик подросток сидит в комнате за закрытой дверью? -- Всем понятно, чем он там занимается. Брак не удался? -- В жизни было мало секса. И так далее. Сначала это было забавно, но в какой-то момент стало достаточно утомительным. Убрать это и останутся хорошие книги.
Кэролайн Грэм, Убийства в Бэджерс-Дрифт. Соскучились по Агате Кристи? Вам сюда. Стиль мисс Марпл, но современный мир. Маленькая деревушка, все всех знают. Умирает старушка. Смерть не выглядит подозрительно, но лучшая подруга бьет тревогу -- по вторичным признакам она понимает, что с этой смертью что-то не чисто. Не Кристи, но очень близком. Неспешное повествование, никаких кровавых ужасов, все очень провинциально, миленько и занавесочки в цветочек :)
Агата Кристи, Вилла "Белый конь". Перечитала для сравнения, хотя, конечно, нужно было брать что-то с мисс Марпл! Не самая сильная ее книга, и не самая закрученная, но помню, как боялась ее читать в юности. Предприимчивые дельцы организовывают компанию по устранению неугодных родственников. Ваш дядюшка зажился на этом свете и все никак не может оставить вам свои миллионы? -- Мы идем к вам! Метод? Очень простой. Мы посылаем лучи, которые вызывают в жертве желание умереть, убивают в ней жажду к жизни. Не успеете оглянуться и жертва умирает от совершенно естественных причин -- пневмония, абсцесс, и т.п. Книги написаны 75-50 лет назад, а до сих пор интересно читать. Абсолютно нет ощущения, что написаны в то время. Как ей это удавалось?
Энн Грэнджер, Зловещая тайна Вестерфилда. Тот же самый стиль -- Англия вне времени, маленькая деревушка, неожиданное убийство, детектив-мужчина и его гражданская помощница. Но как же скуууучно читать.
Анжела Марсонс, Немой крик, Злые игры. Две первые книги из серии про инспектора полиции Ким Стоун. В обеих книгах закрученный интересный сюжет и неожиданные концовки. Время -- наши дни. Место -- Бирмингем и его окрестности. Традиционно это был очень индустриальный район, который в 80ых пришел в упадок. И теперь везде бардак, разруха, гетто. Вот удивительно, когда американцы хотят передать ужасный ужас -- у них обязательно серийные убийцы и женщины. Когда англичане хотят передать ужас, у них обязательно педофилы и дети (вспомним, например, первый сезон
Broadchurch, или первую серию
Criminal: UK). Почему так? Тут все тоже крутится вокруг детей -- брошенные, насилуемые, передаваемые из семью в семью, приковываемые к батарее и т.п. Обязательно к прочтению любителям Англии. Напомнило уже упоминаемую тут Элизабет Джордж "Перед тем, как он ее застрелил". Буду читать дальше.
===== Американские детективы
Карин Слотер, Ярость. Убийца вышедший после 20 лет отсидки за преступление, которого он не совершал. Не успел он выйти, как совершается еще одно преступление с таким же почерком. Старый преступник, опять взявшийся за свое? Или кто-то другой, который все время стоял в тени? Закручено, современно, интерecно. Много недомолвок, которые потом позволяют сделать неожиданные повороты сюжета. Но местами уж очень чернушно -- много кровавых подробностей, одна другой страшнее. История понравилась, но вот изложение -- не для трепетных.
Шери Лапенья, Нежеланный гость. Очередная книга про отдых в отеле, волею погоды отрезанного от всего мира. Естественно, кого-то убивают, естественно, люди не настолько не знакомы, как кажется на первый взгляд, естественно, все всех подозревают и т.д. и т.п. Все это уже было много раз. Что удивительно, читать интересно. Обстановка постепенного схождения с ума передана достаточно хорошо. Что не понравилось -- это то, что развязка просто подается в последней главе. К ней нет почти никакой подводки, никаких намеков. Такое впечатление, что автор писала, писала, и ей бы еще писать и писать, но она сказала себе: "Ну все, хватит". И написала развязку. Это сильно подпортило впечатление. Но в целом читать было увлекательно.
Шери Лапенья, Супруги по соседству. Молодая семья оставляет маленького ребенка дома, а сами уходят на вечеринку к соседям. Все под контролем -- каждые полчаса один из родителей ходит проверять малышку, аудио-няня постоянно включена... Что может пойти не так? Когда они возвращаются, дверь открыта, дома пустая кроватка, ребенка нет. Читать интересно, сюжет закручен. Поведение героев не всегда естественное, но это не портит впечатление. К концовке нет таких уж сильных претензий, как в прошлой книге, но легкое чувство "ничто не предвещало" присутствует и тут. Похоже, это стиль автора.
Майк Омер, Внутри убийцы, Заживо в темноте, Глазами жертвы. Типичные американские детективы про серийного убийцу с кучей нагнетающих ужасных подробностей. В одной книге это забальзамированные жертвы, оставляемые в общественных местах, так, что не сразу становится понятно, что они уже не живые. В другой -- это похороненные заживо девушки, мучения которых снимает скрытая камера. В третей -- убийца, который насилует и пьет кровь своих жертв. Трепетным нежным созданиям на ночь читать не рекомендуется :) Мне было супер-интересно читать, потому что главная героиня -- криминальный профайлер. Человек, который изучает убийцу по его жертвам и создает профайл -- набор признаков, по которым можно было бы сузить поле поиска. Вот про этот аспект было очень интересно! Книги на любителя, но если вас не смущают жуткие описания, то очень читаемо.
===== Начатое и не законченное
Карл Хайасен, Стриптиз. Типичный такой условно политический детектив Америки 90х годов, по которым в свое время очень любили снимать фильмы. По этому тоже снят, с
Дэми Мур в главной роли и низким рейтингом. Прочитала где-то пятую часть, поняла, что совсем не цепляет (ни история, ни стиль изложения) и выбросила.
Уильям Фолкнер, Шум и Ярость Что-то я, наверное, про эту книгу не поняла или взяла какое-то странное издание. Ее начало (первые много страниц) -- это один сплошной диалог каких-то людей. Причем, судя по упоминаемым подробностям -- из разных временных промежутков и (подозреваю) от разных первых лиц. И эти куски никак, вообще никак, не отделены друг от друга. А поскольку один из героев умственно отсталый (с одинаковыми "детскими" реакциями независимо от возраста) все становится на порядок запутаннее. Я не смогла пробраться через начало и пока отложила.
***
На этом пока все. Экспериментирую дальше. Хочется перебрать авторов в ширину и найти такие же жемчужины, как Джейн Харпер :)