Ну вот, похоже, я уже доросла до того, чтобы начать потихоньку влезать в тему выпускных экзаменов. Поправьте меня те, кто в теме, пожалуйста.
Итак, школьное обучение делится на начальное, среднее и высшее (которое, почему-то называется "6th Form"). Начальное мы уже переросли -- пропускаем. До старшего еще не доросли. Смотрим на среднее. Среднее -- это Year7-Year11 (11-16 лет). Причем первые три года -- это как бы одна ступень где они не делают ничего, а последние два года там, где они пашут, как проклятые -- это подготовка к выпускным экзаменам GCSE.
В течении Year7-Year8 дети в школах учатся по обычному набору предметов. Причем, никого не интересует на каком уровне ты знаешь тот или иной предмет -- как сказал мне сегодня один уважаемый британец, сравнивая британскую систему образования и американскую -- тебе все равно не дадут прыгнуть выше своего года и перейти на "следующий уровень сложности". Итак, два года дети учатся на том уровне, который предлагает школа.
В Year9 они продолжают учиться по тому же набору предметов, но параллельно выбирают те предметы, по которым они будут сдавать экзамены в будущем. При этом казалось бы, что тут должен быть выбор, что это должны быть предметы, по которым ребенок силен, по которым он, возможно, в дальнейшем будет поступать в ВУЗы, но нет. Как было написано в одном документе, которые я на днях читала, цель всего этого процесса -- заставить дать возможность детям углубиться в максимально разбросанные предметы, чтобы попробовать себя в разных областях. Тут у меня, конечно, же возникает очевидный вопрос: "а что они делали до этого 9(!) лет??".
В хороших школах сдают обычно 12 GCSE. Шесть из них обязательные -- это английский язык и литература, математика, физика, биология и химия. Некоторые школы литературу исключают, некоторые вместо математики сдают более продвинутую математику (Further Maths), некоторые сдают один обобщенный экзамен по науке, а некоторые сдают некий странный экзамен, вроде, как бы по обобщенной науке, но при этом с двумя оценками. Но мы говорим, про хорошие школы. Поэтому шесть.
Остальные шесть, как бы на выбор, но опять же не совсем. Школа, например, говорит: у нас сдают иностранный современный язык. А ученик уже может выбирать, будет это испанский, немецкий или французский. Или школа говорит: мы сдаем классику. А ученик уже выбирает это латынь, древнегреческий или древние цивилизации. Или школа может сделать ход конем сказать: у нас сдают спорт. А ученик уже сам решает, плаванье это, конный спорт или футбол. И нет, я не шучу. В нашей школе сдают спорт.
И вот в Year9 происходит выбор. Следующие два года (Year10-Year11) дети в ускоренном темпе проходят погружение в 12 предметов на уровень, необходимый для сдачи экзамена. В конце Year11 сдают. Все двенадцать. Я так понимаю, что за очень ограниченное время, типа неделя или несколько. Тут я не очень уверена, могу и ошибаться, но, судя по тому, что в Year7 дети сдавали 13 предметов за одну неделю (это, конечно, не выпускные экзамены, но так и детям не по 16 лет!) -- я не удивлюсь, если и GCSE сдается в очень сжатые сроки.
При этом есть еще такая интересная штука. В Британии есть 5 разных организаций, которые могут принимать экзамены. Утверждается, что все 5 равны с точки зрения ВУЗов, но, судя по тому, что я слышала, некоторые равнее, чем остальные. У каждой такой организации есть набор предметов, по которым они принимают экзамены. Понятно, что основные есть у всех, но вот, например, фотография, как предмет (да, такой тоже есть), наверное, есть не у всех. По каждому предмету у каждой организации есть свой набор требований и, что важнее, свой формат экзамена. У кого-то это выбор ответа из предложенных вариантов, у кого-то ответ должен вписываться. У кого-то есть практическая составляющая в научных экзаменах, у кого-то сплошная теория. И т.п.
При этом не обязательно выбирать все экзамены у одной организации, можно варьировать. Школе, естественно. Школа выбирает, с какой организацией она сотрудничает по каждому предмету. А детям остается следовать выбору школы.
Итак, что мы имеем в сухом остатке. Три года дети пинают. Два года пашут, как проклятые, изучая 12 предметов. Потом по ним сдают экзамены. В очень сжатые сроки. При этом выбирать предметы они могут в очень узком диапазоне. Выбирать формат экзамена не могут вообще. И это в современном мире. Только мне кажется, что это каменный век какой-то?
В альтернативной вселенной людей на домашнем образовании все как-то более гуманно. Во-первых, можно выбирать формат из предложенных пяти. Некоторым детям какой-то формат подходит лучше, какой-то хуже. Например, не носителям, возможно, выбор из ответов будет проще, чем письмо. Опять же набор тем по предмету может слегка варьироваться. Во-вторых, реально, а не формально можно выбирать предметы. И их не обязательно должно быть 12. Это не магическое число. Их может быть меньше, их может быть больше (теоретически, но не понятно, зачем). Более того, они не обязательно должны быть из "классического" списка школьных предметов. Их очень много всяких разных. Я разговаривала с одним мальчиком, который выбрал себе фотографию и операторскую работу. Да, в 14 лет. И будет сдавать их. Мальчик был из очень забавной британской школы, которая дает такую возможность. Что уж тогда говорить о домашних детях?
Но, что самое главное, что нет никакого возрастного ограничения. Ничто не мешает начинать в 13-14 и сдавать по паре предметов в год. При этом есть какие-то неформальные рекомендации о том, с чего лучше начинать и в какой последовательности сдавать. Например, английский или история подразумевают много письма с мыслями, выводами и обоснованиями. Их лучше сдавать попозже, когда ребенок дозреет. Мысли в 14 лет сильно отличаются от мыслей в 16, мы это понимаем. Или, например, рекомендуют не делать большой перерыв между экзаменом средней школы и экзаменом старшей школы по тому же предмету. На это почему-то косо смотрят при поступлении в ВУЗы. Соответственно, если идешь по техническому пути, то не нужно сдавать рано математику. А если по естественному -- то науку. Но, ничто не мешает сдавать в 15, например, труд или Computer Science, если ты в теме. Или, например, иностранный язык, который вообще можно сдавать когда угодно, особенно, если ты носитель этого языка. Говорят, правда, что слишком рано, может быть сложно из-за предлагаемых к обсуждению тем. Но 14 лет -- вполне нормально.
Конечно, не без минусов. Первый минус -- это найти подходящего репетитора или курс по данному предмету для данной организации. Второй -- найти подходящий экзаменационный центр, которых не то, чтобы совсем мало, но и не много. Возможно, ради экзамена придется ехать куда-то с ночевкой. Третий -- некоторые предметы подразумевают практическую работу, с этим у экзаменационных центров чаще всего вообще плохо. Но вспоминая о том, что альтернатива -- это убиться сдавать одновременно 12 экзаменов по предметам, которые тебе могут быть совсем не интересны, и что на другой чаше весов интерес ребенка и его душевное здоровье, внезапно начинаешь понимать, что, возможно, эти минусы не такие уж и минусы.
В общем, есть над чем подумать.