2 апреля 2005 года, суббота
«ОСТОРОЖНО, РЕЛИГИЯ!»
После того как Таганский суд Москвы признал директора и сотрудницу Центра имени Сахарова Юрия Самодурова и Людмилу Василовскую «виновными в разжигании национальной и религиозной розни», но вместо трёх- и двухлетнего срока заключения, которого требовал прокурор, наложил на них большой денежный штраф,
страсти вокруг выставки двухлетней давности «Осторожно, религия!» не только не улеглись, но и перешли в фазу каждодневной травли её организаторов, постоянных оскорблений православными кликушами и махровыми антисемитами всех порядочных людей либерально-демократических воззрений.
Особенно тяжко слышать это по «Свободе», докатившейся до того, что она по нескольку раз в день беспрепятственно - и бесплатно для «прапогров» (православных погромщиков), но за деньги американских налогоплательщиков, - предоставляет эфир одним и тем же лицемерным мракобесам, не скупящимся на брань и оскорбления типа «жиды», «евреи-русофобы», «сионисты», «квазимода», «жидо-масонская». «Свобода» их отключает лишь при попытке перехода на мат, - зато оголтелая русско-фашистская злоба так называемых православных верующих и ревнителей чистоты русского народа и его «истинной, исконной» веры звучит по «Свободе» ежедневно. Удивительное дело - но тем, кто недоволен такими выступлениями радиопровокаторов, слово обрубают сразу и высказаться не дают.
Создаётся впечатление, что сейчас на «Свободе» работают либо стопроцентные идиоты - либо Путину и его кремлёвской шайке удалось скомплектовать «коллектив станции» исключительно из своей агентуры (в советские времена, когда радиостанция вещала из Мюнхена, поговаривали, что по крайней мере половина её сотрудников - агенты КГБ; это частично подтверждалось сотрудниками РС и РСЕ, которые по тем или иным причинам рассказывали о своей «работе» на радиостанции: «Капитан Чехович задание выполнил!» - и ещё в куче книг и статей, где расписываются эти «подвиги»). Перевод станции в Прагу, а затем фактически в Москву стал для «Свободы» гибельным: там теперь в эфире провокатор на провокаторе, а также фашисты всех мастей - и красно-коричневые, и чёрные, и розовые, и православные. Только политического клоуна Жириновского решили не пускать: за графу, похоже, пострадал, за одну вторую пятой…
***
В травле руководителей Центра имени Сахарова поучаствовала и «Новая газета», пером своего обозревателя Елены Дьяковой ещё до приговора суда давшая Самодурову, Василовской и художнице Анне Михальчук срок принудработ в несколько месяцев под эвфемизмом «трудничество»:
«Честно сказать, оно бы и стоило нескольких месяцев… нет, не принудработ, а трудничества в старом смысле слова, на подхвате у молоденьких сестёр милосердия из православной общины 1-й Градской больницы, где в праздники каждый третий пациент - избитый бомж. Или - на Крутицком подворье, где церковная община лечит подростков-наркоманов».
Позавидовав, очевидно, что у Лужкова уже давно есть свой суд на всю Москву, а у Путина - уже несколько лет и лужковско-московский, и на всю Россию, «Новая» решила хоть внутригазетный, но тоже свой суд создать…
Честно говоря, хотелось бы прочитать на страницах «Новой газеты» взвешенные, толковые, рассудительные статьи религиоведов и искусствоведов по поводу экспонатов нашумевшей выставки (я по телевизору только некоторые видел), такие статьи, из которых и без суда стало бы ясно, кто в чём прав, а в чём - неправ. Возможно, были и такие экспонаты, какие убрать из экспозиции следовало, но надо было в этом организаторов выставки убедить (во второй половине 1980-х, составляя в музее привозную выставку, я, как обычно, выкинул из неё громадную картину «Ленин и Горький», но директор выставки умолил меня оставить её: его, мол, инспекторы из министерства проверить могут - и я пожалел беднягу).
Однако действовать погромными методами и, ворвавшись в закрытое помещение, калечить экспонаты, громить выставку - да ещё, самим уйдя от наказания, на её устроителей в суд подать!.. а уважаемой газете фактически на сторону погромщиков-антисемитов становиться!.. нет, это никуда не годится.
Елена Дьякова: «Мне отвратителен коллаж с ликом Христа на рекламе пепси-колы и английской надписью „Сие есть Кровь Моя“. Как и другой богоборческий артефакт: распятие на фоне «Майн кампф»…»
***
Я не «юный безбожник» (пятидесяти семи лет), я не атеист - и никогда, пожалуй, им не был - даже в пору детства и юности, когда усиленно насаждали воинствующий атеизм. Помню: в детстве по радио несколько раз какую-то гнусную вещь, по-моему, бедняги Тендрякова, передавали, который тогда по уши в атеистическом дерьме сидел, - так эта радиопьеса у меня в 1950 годах больше недоумения вызывала и подспудный интерес к предметам религиозного культа; а в конце 1960-х мне страшно повезло: с книжного лотка купил справочник по Эрмитажу под хитрым названием «Мифологические сюжеты в произведениях искусства» [изд-во «Советский художник», Л., 1966], откуда почерпнул знания по основным библейским сюжетам - в общем виде, конечно; а студентом, в начале 1970-х, выспрашивал преподавателя «научного атеизма» о пасхальных церковных обрядах; а допрежь, имея с четырнадцати лет билет члена ВЛКСМ - в четырнадцать лет это было свидетельством вступления в первый этап взрослой жизни, своего рода конфирмация по-советски, - я ради цитат из Евангелий и Ветхого Завета даже паскудника (иначе не назовёшь!) Лео Таксиля купил, потому что до второй половины 1970-х у меня Библии не было, потом привезли из-за бугра издание 1968 года…
Но я и не воцерковленный человек - при всей моей склонности к православию и вере (до конца 1980-х) в его возрождение в стране, после покаяния агентуры КГБ в РПЦ, обновления и реформирования церкви. Не я, не люди, подобные мне, отвернулись от русского православия в виде Московского Патриархата. Это Русскую Православную Церковь Московский Патриархат превратил в тоталитарную секту, а совместно с путинским Кремлём - в идеологическую и организационную основу РусПраНСа - Русского Православного Национал-Социализма - со своими охранными отрядами, штурмовиками, спецназом. Теперь Московский Патриархат хочет подмять под себя всё государство целиком, не довольствуясь его частью в виде основных властных структур, которым мало стало только физического всевластия, захотелось теперь и всевластия над душами подневольных людей.
Я, уважительно относясь ко всем нетоталитарным религиям, их разновидностям и сектам, стою всё-таки выше всех религий, считая их, однако, необходимыми для отправления разнообразных обрядов и для прибежища людей, которым такое прибежище необходимо. Я знаю, что существуют объективные законы космоса - и посредством постоянных превращений, трансформаций, метаморфоз, которые происходят непрерывно, субъективный «космический разум» творит, создаёт всё сущее строго по законам космоса, который человеческий разум, человеческое знание и сознание никогда в полной мере постичь не смогут. Так вот этот «космический разум» люди верующие и называют «Богом», «Творцом», «Создателем». Недаром все мировые религии утверждают, что Бог един для всех. Просто разные религии по-разному трактуют видимые людям проявления законов космоса и деятельности «космического разума» - в зависимости от уровня развития того общества и государства, в котором живут, в зависимости от приобретённого человечеством, конкретным сообществом людей и даже отдельным человеком уровня знаний.
***
Возвращаясь к тем экспонатам выставки «Осторожно, религия!», которые показывали по телевидению, могу сказать, что изображение Христа на фоне красноватого американского лимонада и надпись по-английски «Это моя кровь!» - не большее кощунство по сравнению с тем, как священники под видом «Крови Христовой» предлагают верующим хлебнуть портвейна, кагора или другого сладкого красного вина - или суют им в рот облатку - просфору из пресного теста, утверждая, что это «Тело Христово». Если, согласно Евангелиям, так делал Христос пред своими учениками, то это не значит, что и простые смертные, наложившие на себя церковные одежды, имеют право так делать от имени Христа, - ибо Христос велел так делать Апостолам своим, но не сказал, что и все остальные должны так делать.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мат.26,26-28
Это уже Апостол Павел от себя расширил толкование деяния Христа во время Тайной вечери, создавая тем самым определённый церковный обычай. И если не рассматривать такой обычай как кощунство, то тогда в качестве «Крови Христовой» не возбраняется использовать любой красноватый сладковатый напиток - лишь бы делалось это с благоговейным чувством (и освящённым кагором можно упиться до положения риз). Хотя меня ещё в молодости коробило от того, что вино называют «Кровью Христовой», а кусочек пресного теста - «Его Телом, Плотью»: не принимает этого душа моя, не соглашается с этим разум мой…
Так что те, кто смеет судить порядочных людей из Центра имени Сахарова за соринку малую, пусть сначала брёвна из своих глаз повыковыривают…
Видел я и другой экспонат: бутылку водки с луковицей на пробке - похоже на крестово-купольный храм. Здесь попам и православным «активистам» дюже не понравился намёк на то, как в первой половине 1990-х РПЦ МП через свои организации беспошлинно закупала водку, табачные изделия и другие товары и получала на торговле ими весьма солидный барыш, - вопреки требованию Христа гнать торгующих из храма.
А изображение Распятия на фоне «Майн Кампфа» я считаю сильной метафорой уничтожения тоталитарным режимом миллионов невинных людей и целых народов. Я бы за «Майн Кампфом» ещё устав и программу РКП/б/-ВКП/б/, а между ними (или за ними) - сталинскую конституцию 1936 года поместил: тогда метафора была бы полной.
Видел также стилизованное под икону панно с отверстием для головы - какие обычно для фотографирования используются. Панно-икона с отверстием - возможно, перебор, но в таком случае на многие иконы можно смотреть именно с этой точки зрения: ведь тогда любое изображение Бога, Богоматери, Архангелов и других обитателей Неба в виде человека есть кощунство, потому что изображают не безликую аморфную субстанцию (хотя и это недопустимо: Бога никто не видел хотя бы потому, что Он не только невидим, неслышим и неосязаем, но и вообще является плодом воображения, абстракцией, создаваемой человеческим разумом), а изображают всегда конкретного человека с присущими ему чертами лица, в конкретной одежде, на фоне конкретного пейзажа или в конкретном интерьере.
***
Я очень люблю русскую икону, благоговею перед ней. Впервые настоящие иконы увидел школьником-старшеклассником ещё в середине 1960-х в Третьяковке, потом - также там - подолгу стоял перед громадным «Явлением Христа народу» Александра Иванова, а в музее Цветаева больше всего меня интересовали картины религиозного содержания, особенно итальянского Возрождения. Отчасти это было компенсацией того, чего у меня не было в детстве, но больше потому, что в этих картинах была по-настоящему раскрыта страсть страдания, мощь человеческого духа. Дело в том, что живописец чуть не в буквальном смысле вкладывал в изображаемое всю свою душу - и она через лицо, фигуру или композицию возвышенным образом воздействовала на того, кто смотрит на такую картину или икону. Но где не была вложена душа художника, не было и возвышенного воздействия на зрителя…
Позже мне посчастливилось участвовать в закупке музеем, в котором я работал во второй половине 1980-х, икон у частных лиц - и мне с другими сотрудниками музея случилось держать в руках в общей сложности несколько десятков разных икон, в основном XIX века, но были и более ранние. Остальные иконы видел только в книгах и альбомах по древнерусскому искусству…
Когда внимательно рассматриваешь изображённое на иконе, видишь, что каждое изображение - индивидуально: нет ни одного совершенно одинакового человеческого лица (я не говорю о списках с одной и той же иконы - хотя и там проявляется индивидуальность иконописца). Даже Христос, Богоматерь, Апостолы и святые - это всегда конкретный живой человек (в одной из книг блестящего знатока древнерусской живописи академика Лазарева [«Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде», Москва, «Искусство», 1977] помещена таблетка с таким изображением Спаса, будто писали его с человека, страдающего Базедовой болезнью).
В каком-то смысле иконы - это портретная живопись религиозного содержания. И в самом деле: древнерусская живопись, за небольшим исключением, была религиозного содержания - другой живописи не было. Поэтому нельзя рассматривать русскую икону как предмет исключительно религиозного культа, богослужебного поклонения. Икона писалась людьми - и для людей. Для одних она образец древнерусской живописи и одновременно предмет религиозного поклонения, для других - только первое, для третьих, верующих до умопомрачения, - только второе. Вот эти третьи, умопомрачившись в вере, - да ещё и подстрекаемые власть в церкви имущими, - и устраивают погромы, готовы живых людей распять, камнями либо палками до смерти забить (если так дальше пойдёт, то они будут это совершенно открыто и безнаказанно делать, в суд не обращаясь, - попусту, на их взгляд, проще и надёжнее самим приговор вынести и в исполнение его привести).
Яркий пример того, что древнерусская икона - не только предмет религиозного культа, а ещё и живописная картина, - это знаменитая икона с трёхярусной композицией «Битва суздальцев с новгородцами» как образец исторической картины. А изображение царей и митрополитов на иконах с клеймами по периметру иконы - это не что иное, как портретная живопись в сочетании с десятком и более стилизованных жанровых сценок весьма информативного характера.
Очень распространено было такое явление, как писание икон на заказ - и заказчика иконописец пристраивал в нарисованном виде где-нибудь в толпе оплакивающих, снимающих с креста, в группе молящихся. Были случаи, когда целые семьи таким образом на икону попадали. Что ж, такую икону с донаторами (ктиторами) тоже краской несмываемой до неузнаваемости увечить, топором рубить?.. Да такие иконы особую ценность имеют, потому что донесли до нас облик современных иконописцу людей!
А что делать с Альбрехтом Дюрером, который «посмел» под видом автопортрета изобразить себя Иисусом Христом?..
Так и человек, осмелившийся сунуть свою голову в отверстие иконоподобного панно…
Здесь всё зависит от того, что при этом чувствовать, как себя при этом вести (я бы, конечно, никогда на это не осмелился).
Если некто решил себя равным Богу представить, на то Бог ему судья - но не человек: главное, чтобы делал он это неглумливо. Дело в том, что все изображения Бога суть изображения человека - конкретного ли, абстрактного ли, - но никак не изображения Бога, ибо Бог неизобразим: Он может быть в душе человека, в делах человека (но не в словах - ибо слово суетно), Он может быть в разуме человека, в его чувствах. Можно не быть человеком воцерковленным, но исполнять Заповеди Божии лучше постоянного прихожанина какого-нибудь храма, который словами лицемерствует, а делами грешит денно и нощно. Но самое страшное - когда постоянно твердят «не убий!», а убивают безвинных, убивают сами - либо благословляют на убийство от имени Создателя, внушив другим, что состоят на службе у Бога, являются посредниками между Богом и людьми и доносят до них слова и веления Божии: это самые страшные грешники на Земле.
***
Разгром выставки «Осторожно, религия!» и образцово-показательная порка всем путинским сообществом порядочных людей из Центра имени Сахарова (
даже поставленный Путиным руководить российскими евреями человек осудил по «Свободе» организаторов выставки) вкупе с изъятием из их карманов солидной суммы денег (грабёж среди белого безбожного дня!) - одна из первых православно-идеологических акций (активных мероприятий) гебистского режима, которые режим осуществляет через два своих спецподразделения: многомиллионный отряд штурмовиков в рясах и без оных - и плюгавенький на первый взгляд отрядик Путин-Югенд, идущий вместе с ногой фюрера, за спиной которого стоят вооружённые до зубов законные бандформирования…
Дальше пошли «Дети Розенталя», подвергшиеся злобной травле по причине, сначала мне совершенно непонятной, пока в «Новой газете» я не прочитал кусок либретто. На сцене это, может быть, интересно выглядит, но на бумаге скучно, пошло, безвкусно и малограмотно: бить за это нечего, это можно только игнорировать, не читать (повторяю - на сцене у хорошего режиссёра - да под хорошую музыку! - как суп из топора!..). Но вот углядел я в прочитанном то, что могло очень не понравиться обитателям Кремля: Сорокин среди прочих высмеял их кумира Сталина, даже больше других отсатирил. А это уже основание для травли, для подачи команды «фас!» (Путин основательно насобачился подавать такую команду).
Честно говоря, не знаю, когда иудующие путин-югенды на Сорокина впервые набросились - и за что, но когда помощник вождя Игорь Шувалов признался в том, что порка ЮКОСа с одновременным выпотрашиванием добротной компании была просто необходима для острастки других, я подумал: Путин решил назидательно-жестого избить и уничтожить ЮКОС, а своим жалким шавкам кинул кость поменьше, за которую особо и заступиться некому. А так как их предок товарищ Ленин дюже не любил другого Сорокина, Питирима, - и даже на пароходе его вон отправил, то вот вам свой Сорокин: бейте его до посинения, чтобы другим неповадно было. Не за что?! - да вот за это «не за что» и бейте, чтобы знал - за что. А не узнает - пусть думает, мучается: от мучительных дум голова распухнет и лопнет…
Шучу, конечно, потому что действительно непонятно, за что они так на беззащитного Сорокина накинулись, если более крупные фигуры для этого есть, у которых и мат-перемат, и Сталин-пересталин, и блядь-переблядь…
Хотя - кто знает: ведь в каждом грамме шутки может найтись целая тонна правды…
Иудующие вместе. Вместе с Путиным. Шутка. Жутко.
подробно записано 4-7 апреля 2005 года
ПРОДОЛЖЕНИЕ