Старая моя статья. Кому интересно, полностью здесь
magazines.russ.ru/din/2006/11/st10.html ...Оригинальность Розанова сказалась и в том, что в отличие от большинства русских философов, страстно флиртующих с марксизмом и атеизмом или ударившихся в “богоискательство”, Василий Васильевич всегда был искренним и последовательным монархистом. Потрясенный крушением Самодержавия, он писал: “И вот все рушилось разом, Царство и Церковь. Попам лишь непонятно, что Церковь разбилась еще ужаснее, чем Царство. Царь выше духовенства. Он не ломался, не лгал. Но, видя, что народ и солдатчина так ужасно отреклись от него, так предали, и тоже - дворянство, и тоже - “господа купцы”, - написал просто, что, в сущности, он отрекается от такого подлого народа. И стал (в Царском Селе) колоть лед. Это разумно, прекрасно и полномочно.
...Русь слиняла в два дня. Самое большее - три”. Развернутый комментарий к горькой формуле Царя-Мученика “Кругом измена, трусость и обман”!
И еще позже: “И мысль, что нет на Руси у нас Государя, что он в Тобольске, в ссылке, в заключении - так обняла мою душу, охватила тоской... что болит моя душа, болит и болит. Люблю и хочу любить Его. И по сердцу своему я знаю, что Царь вернется на Русь, что Русь без Царя не выживет... Страшно сказать: но я не хочу такой России, и она окаянна для меня. Для меня “социал-демократическая Россия” - проклята”.
...Разумным ли было бегство в Сергиев Посад из кровавого Петрограда?
Разумеется, да, если принять во внимание судьбу его коллеги по “Новому Времени” М.О. Меньшикова, расстрелянного на глазах жены и шестерых малолетних детей “в отместку за статьи”. Но можно помечтать об ином финале: протяни Василий Васильевич еще годочек, не случись с ним этого окаянного “удара”, и он мог быть выслан с “философским пароходом” на Запад. Плыл бы себе с прозревшими вдруг собратьями по ремеслу туда, на закат солнца, прошел беженские мытарства, потом в Берлине, в Париже печатал яростные и мудрые статьи против сатанинской власти Кремля...
А в наши дни с великими почестями прах его перезахоронили бы где-нибудь в Свято-Даниловом, и сам президент обнажил бы голову, и венков от правительства прислано было бы с избытком, и Берл Лазар примчался бы со своей “честной фаршированной щукой” и обнялся над свежей могилой с каким-нибудь крупным православным иерархом (- “Да, таки Розанов был наш!” - “Розанов был и наш, и ваш! Ваши пророки - наши пророки!”), и было бы названо это действо очередным “согласием и примирением” жертвы с палачом...