Йемен

Jul 26, 2018 21:21

В то время, как гражданская война в Сирии не сходит с телеэкранов, на Ближнем востоке идет еще одна, менее известная война - в Йемене. При этом, население Йемена по численности превышает население Сирии. Эта война запутанностью интересов и активным вовлечением внешних сил напоминает классический локальный конфликт времен холодной войны в уменьшенном масштабе - вместо СССР и США главными действующими лицами здесь являются извечные соперники - Иран и Саудовская Аравия.



Начало этой войны принято увязывать с событиями арабской весны, но, на самом деле, корни текущего конфликта намного глубже. Первые предпосылки Йеменских событий зародились в далеком 1962 году, когда в результате переворота была свергнута шиитская монархия Хамидаддинов. Переворот закончился гражданской войной, в которой участвовали просаудовские и проегипетские силы, победителем из который вышли проегипетские республиканцы.

Тем не менее, сами по себе шииты, проживающие на северо-западе страны, никуда не исчезли, хоть и лишились власти. Вновь они напомнили о себе в 2004 году, когда движение хуситов - военнизированная шиитская группировка - подняло мятеж. Со временем в конфликт на стороне йеменского правительства включилась Саудовская Аравия. Тем не менее, конфликт сохранялся в тлеющем состоянии вплоть до 2011 года, когда Йемен захлестнула волна арабской весны, одним из главных движителей которой в Йемене стали все те же хуситы.

В оценках арабской весны сплошь и рядом принято представлять эти события либо как справедливый бунт народа против тирании, либо как кровавый мятеж против законного правителя - в зависимости от политических предпочтений. В реальности же обстановка в Йемене - как и на всем ближнем востоке - была и остается куда более сложной. Так, в частности, те, кто противостоял республиканским властям и Салеху, сами были далеко не едины - шииты-хуситы и сунниты из Аль-Каеды немедленно начали враждовать друг с другом.

В ноябре 2011 года президент Салех покинул свой пост. Тем не менее, уже взявшее свой разгон противостояние не прекратилось. Пришедший к власти президент Мансур Хади остановить разрастание гражданской войны не смог.



Хуситы, перешедшие в наступление, заняли значительные части страны, включая и столицу Йемена - Сану. 6 февраля 2015 они создали Революционный комитет, который стал временным органом власти в стране. На протяжении всего конфликта хуситы активно пользовались поддержкой со стороны Ирана, и это предопределило дальнейшие события - ряд арабских государств во главе с Саудовской Аравией, понимая, что внутри Йемена сил, способных противостоять хуситам, не осталось, начали интервенцию. Формальным предлогом для этого была просьба йеменского правительства во главе с Хади.

Интервенты установили полную морскую блокаду, которая должна была пресечь подвоз боеприпасов хуситам, но, одновременно, отрезала поставки продовольствия, из-за чего количество голодающих жителей Йемена стало исчисляться миллионами.

Кроме того, просаудовская коалиция с первых же дней интервенции захватила полное господство в воздухе. При этом немалое количество авиаударов приходится на гражданские объекты и мирных жителей. По данным ООН, от бомбардировок погибло не менее 6 тыс. мирных жителей.



Помимо хуситов и просаудовской коалиции, в войне приняли участие Аль-Каеда и ИГ. Позже в войну включились силы Южного Переходного Совета - организации сепаратистов, стремящихся к отделению южных регионов от Йемена. Все вместе это создает ситуацию, довольно далекую от привычных представлений о гражданских войнах как разделении государства на две сражающихся части. Йемен сегодня напоминает скорее слоеный пирог, где перемешались сражающиеся стороны, каждая из которых преследует собственные цели.

Несмотря на значительный перевес в военной силе, просаудовская коалиция за прошедшее время не смогла добиться решающих успехов, но при этом понесла значительные потери. Последняя операция коалиции с помпезным названием "Золотая Победа", нацеленная на взятие Ходейды, крупнейшего контролируемого хуситами порта, с треском провалилась. Тем не менее, на данный момент просаудовские войска стоят недалеко от города и риск для Ходейды остается реальным. Утрата порта может стать для хуситов фатальной, поскольку отрежет их от иранской помощи (хотя сам Иран категорически отрицает все обвинения в снабжении хуситов оружием и боеприпасами).

24 июля 2018г. лидер хуситов Махди аль-Машат обратился к России с призывом выступить посредником в разрешении конфликта. На данный момент ответа российского правительства не последовало, а Йемен так и остается одним из очагов напряженности на планете.

Напоминаю, что ИГ и Аль-Каеда запрещены в России.

политика, новости, история

Previous post Next post
Up