Из лекции Г.Ньюфелда из курса "Common Challenges"
http://neufeldinstitute.com/ "Теперь о тревоге. Это ведь основной способ взаимодействия с детьми, когда взрослым нужно заставить их что-то делать - вызвать у них тревогу, страх. Почему? Потому что тревога - это одна из трех базовых эмоций. Другие две это фрустрация, у третьей названия нет, но это стремление к контакту и близости. И это три основных эмоции в лимбической системе. Каждое млекопитающее имеет лимбическую систему.
Так вот тревога предназначена для того, чтобы пробудить в нас осторожность. И как родители мы инстинктивно знаем это - когда мы видим, что дети могут попасть в беду, что они действуют безответственно, включается наш инстинкт вызвать у них тревогу. Чтобы они были осторожней.
С этой целью мы повышаем голос. У ребенка в глазах появляется тревога, они сканируют вас и пространство и спрашивают: «Что не так?» - «Я же говорил тебе, не делай так! Ты попадешь в беду!» Кроме того, мы урожаем, ставим ультиматумы.
Но вот в чем проблема. Если ребенок защищен от уязвимости и никогда не говорит: «Я волнуюсь, я боюсь», когда они не рассказывают вам о своих страхах, это означает, что они защищены от тревожных чувств. А если это так, то когда вы повышаете голос, что с ними происходит? Их мозг возводит защиты. Именно так. Вы ставите ультиматум, мозг чувствует угрозу, но он защищен от чувства тревоги, и тогда мозг ставит защиту.
Вы как родитель видите такую картину: лицо как бы немного каменеет, глаза смотрят в одну точку. Нет этого замечательного испуганного выражения лица, которое бы сказало вам о том, чтобы вы достигли своей цели. Здесь же, наоборот, у них такой взгляд, будто никакого воздействия не было, все ваши угрозы как об стенку горохом. А когда вы видите, что это не сработало, что вы делаете? Вы усиливаете тревогу, инстинктивно.
И усиливаете и усиливаете до тех пор, пока тон вашего голоса не разобьет ваши отношения. Это уже было слишком. Теперь под угрозой уже ваши отношения. И в конце концов ребенок может разрыдаться слезами. Но это не будут слезы тщетности и облегчения. Это будут слезы фрустрации, расстройства. И вот тут уже это вопрос ваших отношений, но своей цели вы так и не добились.
И это тот инструмент, который мы первым делом должны убрать из своего арсенала, когда работаем с застрявшими детьми. Конечно, не все дети защищены на том уровне, где они не испытывают страха. Здесь я говорю именно о таких детях. И для них это только усугубляет всю ситуацию и совершенно не работает."