Серый город, часть XXII/Harmai linnu, oza XXII

Nov 11, 2016 12:19

http://yrjonpoika.livejournal.com/216219.html
...Ещё одна очень большая улица нашего города.
Самый длинный проспект. Одиннадцать километров.
Проспект Энгельса, который занимает следующую строчку в "хитпараде", на целый КМ меньше.
Проспект Обуховской Обороны.
Это нынешнее его наименование. Непосредственно связанное с историей Невской заставы, но далеко не первоначальное.
Дорога, соединяющая новую столицу России с северными её областями была проложена в 1733 г. Вне сомнений, это одна из самых старых питерских улиц.
Забавно, но она с самого начала фигурировала под двумя параллельными именами.
Шлиссельбургская и Архангелогородская. Иногда и Тихвинская.
И понятно почему.
Трасса шла до Шлюшина вверх по течению Невы. То удаляясь от реки-пролива, то приближаясь к ней вплотную.
А затем путь резко поворачивать на восток. И конечной точкой путешествия являлся Архангельск.
Отсюда и двойственность топонимики.
Даже первый мост через Обводный канал вплоть до 30-х гг. прошлого века именовался то Шлиссельбургским, то Архангелогородским. Пока первое название не устоялось окончательно.
Статус магистрали менялся. Почти век (до середины 30-х гг. XIX в.) это была дорога. Затем тракт (параллельно с этим -- шоссе).
В 40-х гг. позапрошлого века левый берег Невы начинает активно застраиваться разнообразными промышленными предприятиями. И рабочими слободками при оных.
Тракт превратился в настоящую городскую улицу. Точнее, проспект.
А поскольку бывшее шоссе проходило по территории 6 различных поселений (одного города, трёх сёл, одного посёлка и одной деревни), то и проспектов начиная с 1849 г. стало шесть (Шлиссельбургский, Села Смоленского, посёлка Михаила Архангела, сёл Фарфорового завода и Александровского, деревни Мурзинки).
В марте 1917 г. территория Шлиссельбургского пригородного участка вошла в состав Петрограда.
В феврале 1918 г. фактически то же самое произойдёт и с Александровским участком.
На этих землях будет образован Невский район имени товарища Володарского (!), с 1920 -- просто Володарский.
Главная улица района, меж тем, продолжала существовать под разными наименованиями. Обновлёнными с учётом текущего политического момента.
В 1920 г. "возникает" проспект Села Володарского (от Владимирского переулка до Куракиной дороги; в нынешней топографии -- от Фарфоровской до Леснозаводской улиц).
Кстати, примерно в это же время Задняя улица в Рыбацком тоже получает название проспекта Володарского. Так что "светлая память" (исключительно товарищей по партии) о Моисее Марковиче Гольдштейне оказалась запечатлена многократно.
В 1926 г. главная улица бывшего посёлка Михаила Архангела получает имя проспекта Крупской.
Проходил он в аккурат на север от проспекта села Володарского до Московской улицы. Последняя тоже получит имя верной супруги вождя мирового пролетариата, но значительно позднее (в 1964 г.).
Ну а 19.05.1931 г. на карте "города трёх революций" появляется проспекта Памяти Обуховской Обороны (до того -- Села Александровского). Оный шёл, наоборот, от Щемиловки к Мурзинке на юг (Куракина дорога/Леснозаводская улица -- Церковный переулок/улица Грибакиных). Ещё до войны слово "память" из названия само собой исчезает.
Лишь 15.12.1951 г. исполком Ленгорсовета примет решение об объединении всей магистрали от площади Александра Невского до границы города в один проспект.
Формально это выглядело как присоединение пяти улиц к одной. Но сквозная нумерация прошла в обратном направлении (с севера на юг).
Наконец, 23 февраля 1987 г. проспект продлили до Караваевской улицы.
Это единственный отрезок на всём протяжении проспекта Обуховской Обороны, который не являлся частью старинного почтового тракта.
Одновременно с этим проспект Володарского в Рыбацком стал называться Шлиссельбургским.
Такие вот причуды топонимики.:)


http://yrjonpoika.livejournal.com/photo/album/3960/?mode=view&id=599841
Ну а здание на снимке -- это ЖК "Александр Невский", сооружённый в 2011-3 гг. на углу проспектов Обуховской Обороны (дом № 138) и Рыбацкого (№ 2). К слову, самое высокое жилое здание в Северной столице.
Стоит оно ровно там, где расходятся новая и старая дороги вдоль левобережья Невы.
В Усть-Славянке они снова сольются, в Усть-Ижоре -- снова разойдутся на Петрозаводское и Шлиссельбургское шоссе соответственно...

JK. Продолжение:
http://yrjonpoika.livejournal.com/229709.html
Previous post Next post
Up