На земле есть города, чей возраст измеряется тысячелетиями, чья история писалась
на бересте и пергаменте, города, славные своим историческим прошлым или архитектурным обликом, крупными художественными галереями, прекрасными садами и парками или священной красотой храмов.
Мариуполю чудес особых от природы не досталось, в нем нет и примет седой старины и древней архитектуры. Казалось бы - какая может быть история у города, которому только - только перевалило за 200? Но, несмотря на молодость, история Мариуполя - тема очень популярная. А уж сколько тайн, оказывается, хранит этот город!..
Кто-то ведь жил на благодатных землях Приазовья до того, как сюда пришли греки-переселенцы…
Скифы, хазары, таинственные племена бродников?…
Человек с незапамятных времен селился у берегов рек, которые кормили его рыбой и утоляли его жажду. Не стали в этом отношении исключением и низовья Кальчика и Кальмиуса, на которых вырос город Мариуполь.
У римских писателей южная Россия с народами ее населявшими, известна под именем Сарматии, конечно, потому что римляне, впервые познакомившись с этой страной во время войн с Митридатом, встретили здесь савроматов, распространившихся по всей Скифии и находившихся в то время на высокой степени могущества.
Для большего уяснения связи, существовавшей между Русью и этим побережьем, изложим вкратце историю отношений государства Российского к своей отдаленной окраине.
Не говоря уже о древнейших обитателях этой страны - скифах и сарматах, в которых некоторые исследователи видят славян.
Мы обратимся к более поздним, но за то более достоверным временам - VI веку после Р.Х., когда здесь жили, по словам Иорнанда и Прокопия, славяне и анты, потомки венетов, входивших в состав еще державы Германриха! Эти славянские племена, несмотря ни на какие перевороты, оставались на тех же местах вплоть до времен Нестора, который между Дунаем, Днестром и Бугом помещает угличей и тиверцев. Таким образом, северный берег Черного моря принадлежал славянам до основания русского государства. Прилегая к морю, представлявшему торговые выгоды, угличи и тиверцы принимали деятельное участие в торговле Днепровской Руси с Константинополем.
Заселение славянами Северного Приазовья совпала по времени с оседанием на земли обитавших там болгар, хазар и аланов. Славяне селились обычно на берегах рек, бродов и переправ. Аборигены также, оседая, селились рядом с ними, используя их опыт строительства жилья. Именно поэтому жилища приазовского типа салтово-маяцкой культуры были двухкамерными, то есть такими, как и на родине славян. Одновременно они перенимали и опыт ведения земледелия. В то же время дружинники, обзаводясь семьями, роднились с аборигенами и воспринимали их бытовую культуру.
В первый период славянское население Северного Приазовья представляло собой конгломерат племен.
Однако под влиянием славян, стоявших в экономическом и общественном развитии на порядок выше аборигенов, остальные племена в течение 9-11 веков настолько ославянились, что превратились в этническую общность, получившую название бродников, которых стали даже называть русскими, как это сделал, например, византийский писатель Никита Акоминат, написавший в своем «Слове»: «… и те бродники, презирающие смерть, ветвь русских».
Здесь необходимо четко обозначить, что представляет собой термин «бродники». Известный русский филолог и славист И. Срезневский в труде «Материалы для словаря древне-русского языка», изданном в 1893 году, свидетельствует, что слово «бродник» происходит от имени существительного «брод», а не от глагола «бродить». Следовательно, бродниками называли тех, кто жил у бродов и переправ и контролировал их.
Территория, на которой жили бродники, была обширной и тянулась от низовья Дона вдоль всего северного побережья Азовского моря, и была известна не только в княжествах Киевской Руси, но и в Западной Европе.
Об этом говорят венгерские документы, использованные П. Голубовским в работе «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар». В этих документах, в частности, шла речь о направлении в начале 12 века католических миссионеров в «страну Броднию», которая находилась «в непосредственной близости от Азовского моря».
Сами же бродники представляли собой социальную общность, исповедавшую христианство, сохранившую с древнеславянских времен вечевые порядки. С военной точки зрения бродники представляли собой внушительную военную силу. Это подтверждают и Ипатевская и Воскресенская летописи. В них есть сообщение о том, что в 1147 году бродники помогли черноголовскому князю Святославу Олеговичу в борьбе за велико-княжеский престол с киевским князем Изяславом Мстиславовичем.
Также из истории Киевской Руси известно, что Киевский князь Игорь с остатками своего флота уходя от погони, вернулся не по Днепру, а через Керченский пролив, Азовское море, а затем по степным рекам Солоного пути. Историк Ф. Брун, живший в XIX веке, в своей работе, опубликованной в одном из выпусков «Записок Одесского общества истории и древностей» доказывает, что из Азовского моря путь Игоря прошел по Кальмиусу, Волчьей и Самаре, а затем уже по Днепру. Если это так, то князь Игорь побывал там, где сейчас стоит Мариуполь.
Название Новороссия, получила новая российская губерния, которая была создана на бывших землях Запорожского войска путем преобразования военно-поселенческой области Новая Сербия. Предложения по созданию и обустройству Новороссийской губернии были утверждены Екатериной II 2 апреля (по старому стилю - 22 марта) 1764 года.
Новороссия (синоним официального названия Новороссийской губернии) была образована Павлом I по указу 12 декабря 1796 г. на территории Екатеринославского наместничества, Вознесенского наместничества и Таврической области. Центром губернии стал город Екатеринослав, который был переименован в Новороссийск.
В результате реформы Павла I Новороссийская губерния стала состоять из 12 уездов: Новороссийского, Акмечетского, Бахмутского, Елисаветградского, Мариупольского, Новомосковского, Ольвиопольского, Павлоградского, Перекопского, Ростовского на Дону (центр Таганрогского уезда перенесён в крепость Дмитрия Ростовского), Тираспольского, Херсонского.
Просуществовала губерния до 8 октября 1802 года, когда уже другой император, Александр I, вернул Екатеринославу старое имя и разделил Новороссию на Николаевскую (с 1803 г. Херсонскую), Екатеринославскую и Таврическую губернии.
В начале XX века территория современной Донецкой области входила в состав Екатеринославской, Харьковской губерний и Области Войска Донского. А именно: Мариупольский и Бахмутский уезды - в состав Екатеринославской губернии; северная и северо-западная части - в состав Харьковской губернии; юго-восточная часть - в состав Области Войска Донского.
Когда город Мариуполь появился на карте, это была карта Азовской губернии.
В 1779-м году рескрипт князя Потемкина возвестил о появлении на карте Мариуполя, отведенного грекам под поселение. Екатерина вторая наложила на бумагу резолюцию: «Быть по сему».
http://old-mariupol.com.ua