Не знаю, как вы, а я при просмотре космической фантастики всегда с интересом разглядываю пульты управления кораблями, компьютерные терминалы и разные гаджеты. Особенно занятно бывает рассмотрение техники в контексте возраста фильма; и чем фильм старше - тем интереснее: "О, а ведь как угадали с развитием техники!". Или наоборот: "Вот же лопухи, дисковый телефон в 23 век запихнули". Давно хотел попробовать поосновательней сравнить эволюцию космической (и) компьютерной техники в кино и в жизни, да руки не доходили. А тут вот на днях дошли...
К сожалению, ЖЖ не пропускает всю статью в один пост, так что придется разбить ее на две части. В данном посте будет часть 1, а в следующем расположится
Часть 2.
Итак. In the galaxy far far away...
Если ограничиться фильмами, более-менее серьезно демонстрирующими технику покорителей космоса, то первый взгляд на историю стоит бросать где-то в начале второй половины прошлого века. Это было время, когда человек еще не вышел в космос сам и не успел запустить туда даже какой-нибудь внятной железки, а компьютеры только начинали понимать, чем они отличаются от арифмометров.
Только недавно, в 1941 появился первый программируемый компьютер,
Mark-1, ввод и вывод с которого производился посредством такого вот терминала:
Самым распространенным средством взаимодействия с компьютером был телетайп, и лишь самые новые разработки включали в себя дисплеи на ЭЛТ. Например, если взглянуть на последнюю новинку первой половины века, разработанный в 1949 ЭВМ
EDSAC...
... то в дальнем углу можно заметить неприметную тройку кружочков. Это хайтек из хайтеков: аж три дисплея:
О мощности же компьютеров того времени можно судить по одному факту: первый алгоритм игры в шахматы, написанный Аланом Тьюрингом в 1948 году, проверять пришлось, рассчитывая все ходы на бумаге, т.к. достаточно мощного компьютера еще не существовало.
В общем, с компьютерами первой половины XX века понятно. В космос же, как уже упоминалось, ничто человеческое еще не летало, и лучшим приближением пульта звездолета можно было считать панель управления современного самолета. Например, выпущенного в 1950 году
Canadair Sabre - канадской вариации американского
F-86:
Вот на таком историческом фоне в 1951 году появился первый, наверное, значимый и вменяемый фильм с участием космических кораблей -
"День, когда остановилась Земля". Внутренности корабля пришельца показаны очень вскользь, но основной терминал рассмотреть можно неплохо:
Впрочем, рассмотреть-то можно, а понятного мало - на то он и инопланетный корабль. Какой-то здоровый экран - круглый, наподобие старых ЭЛТ , но явно не ЭЛТ. Какие-то пульсирующие круглые индикаторы по бокам, непонятного назначения "пробирки" и две клавиатуры - управляемые бесконтактно, но все равно снабженные огромными рельефными кнопками. Кстати, на корабле вообще все управляется бесконтактно - поднесением руки и жестами. Простенько и со вкусом - даже сейчас смотрится вполне по-инопланетному.
Фильм имел успех, а технологии, тем временем, продолжали развиваться. Знаковое событие произошло в 1952, когда для упоминавшегося уже компьютера EDSAC была написана программа
"OXO" - "Крестики-нолики". Это была первая компьютерная игра, и само ее существование означало, что компьютерам не вечно быть служить чисто утилитарным целям. Но это позже. А пока, все тот же 1952 год ознаменовался выпуском первого коммерческого компьютера,
IBM 701. Сам компьютер, как водится, представлял собой комнату с ящиками:
И его консоль оператора выглядела соответствующе:
Кроме того - хотя они и не получили поначалу широкого распространения в компьютерной технике - появляются цветные дисплеи. В 1954 в продажу выходит первый цветной телевизор
Westinghouse H840CK15:
На экраны же рвется новый герой - хит 1956 года,
"Запретная планета". На технические приспособления создатели не скупились, и с учетом возраста фильм - настоящая находка для нашей темы. Летающая тарелка землян напичкана сверхсовременным оборудованием:
Видно что-то вроде осциллографа, куча рычажков и смешные циферблаты с пластмассовыми колесиками десятичных разрядов. Рабочее место навигатора дополнительно снабжено хитрой плексигласовой конструкцией с макетом корабля в центре:
Кроме чего-то осциллографообразного никакой экранной информации нет, но на стене красуется последний писк хайтека - цветной дисплей обозрения:
Занятно также выглядит робот Робби: с кучей крутящихся деталек на и в голове. Когда робот задумывается, на месте его физиономии открываются и закрываются шесть клапанов.
Сокровища погибшей цивилизации выглядят удивительно современно. Рабочий стол с поверхностью-дисплеем:
Вылитый
Microsoft Surface, хотя, до выхода последнего еще полвека. Правда, управляется сей инопланетный стол-планшет не пальцами, а колесиками сбоку.
Другой способ взаимодействия с инопланетной машиной - нейрокомпьютерный интерфейс:
В общем-то, с поправкой на дизайн, реально выпускаемые через полвека НКИ (например,
Emotiv EPOC) примерно так и выглядят.
Напомню, все это было еще до начала реальной космической эры. Полеты к другим планетам воспринимались как штука притягательная, но от жизни далекая. Забавно, что во вступлении к "Запретной планете" зрителям рассказывают, как развивались технологии землян: к концу XXI века они высадились на Луне... Кто бы знал, что до настоящей высадки оставалось всего 13 лет.
Тем временем, космос и правда входит в жизнь человечества. В 1957 на орбиту Земли выходит
Спутник-1, в 1960 с нее гавкают Белка и Стрелка, а в 1961 свой исторический виток вокруг планеты совершает Гагарин. В 1961 и 1962 стартуют первые космические аппараты, направленные к другим планетам:
Венера-1 и
Марс-1. Последние два, впрочем, потерялись в глубинах космоса, не выполнив задач, но свою лепту в повышение общественного энтузиазма внести успели.
Нас же в данном контексте интересует тов. Гагарин. Вот так выглядел его
"Восток" с точки зрения пилота:
Центральный элемент крупнее:
Не знаю, кому как, а мне этот глобус усиленно напоминает навигаторский пульт из "Запретной планеты".
А вот на месяц опоздавший на роль первого пилотируемого
"Меркурий", американский первенец в космосе:
В 1965 в Леонов совершает выход в открытый космос с
"Восхода-2", чем окончательно подтверждает, что человек прочно обосновался на орбите. Пульт управления "Восхода" я не нашел, но подозреваю, что технологически он мало отличался от востоковского.
Тем временем, компьютерные технологии на Земле тоже рванули вперед - и не только в вычислительном, но и в интерфейсном смысле. Появляется первый язык программирования высокого уровня, FORTRAN (1957), для компьютеров начинают писать различные игры, в т.ч. и космические. Один из первых представителей -
"Spacewar!" (1962), работавший на компьютере
PDP-1:
Через 9 лет эта же игрушка была реализована в первом аркадном игровом автомате.
В 1964-1965 году сотрудники
Augmentation Research Center (ARC), активно исследовавшие вопросы взаимодействия пользователя и компьютера, экспериментируют с кучей устройств ввода/вывода и приходят в результате к такой вот конфигурации терминала:
Слева от клавиатуры видна дополнительная панель с цифровыми клавишами - для быстрого ввода кодов команд. В современных клавиатурах она преобразовалась в NumPad. Справа же мы видим... да, именно мышь. Первая компьютерная мышь имела одну кнопку и деревянный корпус:
Впрочем, на тот момент разработки ARC не выходили еще за стены лабораторий, и едва ли о них знал Джин Родденберри, запуская в 1966 году сериал
"Звездный путь" (Star Trek).
Сам сериал стал культовым, а продемонстрированные в нем технические средства до сих по остаются хрестоматийным примером удачных предсказаний. Но вернемся к нашим компьютерам и пультам. Панели управления "Энтерпрайза" состоят в основном из экранов и лампочек с очень небольшим добавлением переключателей.
Забавно, что в своей любви к лампочкам дизайнеры пультов пожертвовали даже дисплеями: большая часть экранов занята по сути теми же лампочками.
А что вы хотели? Внятного понимания, зачем нужен экран, в обществе еще не было. Ну, справочная информация, ну график-другой, ну вид с камеры, а дальше? Оконный интерфейс в массы еще не пошел. Но уже было понимание, что экраны - это круто, и их должно быть много.
Меж тем, многие детали в сериале действительно поражают современностью. Герои общаются по мобильникам-раскладушкам и регулярно сверяются с чем-то вроде планшетников:
Особого внимания заслуживают постоянно таскаемые при исследовании планет портативные компьютеры, выполняющие кучу функций, включая агрегацию данных с целой россыпи беспроводных датчиков - "трикодеры". Хотя, мне так и не удалось поймать кадр со включенным экраном трикодера, даже так видно, что девайс не по годам продвинут:
Нельзя не отметить также роль компьютера в работе корабля. Если в "Запретной планете" вся бортовая электроника носила характер измерительной или рулевой аппаратуры, то в "Звездном пути" компьютер - это уже полноценная разумная сущность, причем, главная на корабле; разве что, безвольная. Компьютер отвечает на вопросы, делает логические заключения, дает советы. Перехват управления компьютером позволяет злоумышленникам полностью контролировать корабль, не захватывая мостик.
Забавно, что при всех этих технических новинках, и том факте, что герои чуть ли не в каждой серии высаживаются на новую планету, на "Энтерпрайзе", похоже, в принципе не водится скафандров. Единственный раз за все 70 с лишним серии нам показывают какой-то странный негерметичный костюм химзащиты, и несколько раз - кислородные маски или респираторы. Остальное время десант разгуливает по неведомым мирам в той же униформе, которую носит на корабле. Но это мы замнем: если рассуждать еще и об одежде - пост вообще никогда не кончится. А к "Энтерпрайзу" мы вернемся еще не раз: фильмы и сериалы о нем выходят с тех пор с завидной регулярностью и являют собой неплохой индикатор прогресса медиа-представлений о космосе.
В реальном же мире в 1967 году начинают летать корабли серии
"Союз", и первая итерация их приборных панелей выглядела так:
Победнее "Энтерпрайза", да. Зато с глобусом :)
В 1968 году, к третьему сезону "Звездного пути" на экраны выходит еще один идол научной фантастики -
"2001: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика. Кубрик упивается технологиями, многие довольно длительные сцены содержат исключительно любование техникой; "до чего дошел прогресс". А прогресс действительно дошел. Планшетники уже выглядят вполне по-современному, и герои проводят с их помощью видеоконференции:
"Одиссея" еще дальше развивает концепцию компьютера-хозяина корабля. Это уже не просто смышленая машина: компьютер обладает волей - пусть и тоже отчасти запрограммированной - и может сам захватить контроль над кораблем. В свободную же минуту экипаж коротает с ним время за игрой в шахматы. В "Звездном пути", играя с компьютером в трехмерные шахматы, Спок сам переставлял за него фигуры, в "Одиссее" же игра ведется уже полностью в виртуальном пространстве. Шахматы, правда, обычные.
Кстати, в реальном мире компьютер полноценно научился играть в шахматы еще в 1957.
Внешний вид бортовых панелей управления отчасти схож с таковым в "Звездном пути": преобладают лампочки и дисплеи, но дисплеев стало больше, а лампочки обзавелись надписями и, возможно, в большинстве своем являются кнопками. Информация на дисплеях, пожалуй, тоже стала поразнообразней.
Бросается в глаза изобилие острых углов и строгая квадратность большинства дисплеев. Последнее занятно, но неудивительно: все реальные дисплеи, которые мы видели выше (кроме телевизионного, разве что) тоже имели форму, инвариантную относительно поворота на Пи/2: круг или квадрат.
А неугомонные ребята из ARC под руководством
Дугласа Энгельбарта продолжают работу. Почти одновременно с выходом "Одиссеи", в том же 1968, они представляют
NLS (oN-Line System). Совершенно революционная по тем временам оболочка вводила понятие оконного интерфейса и гиперссылок, поддерживала работу с мышью, позволяла проводить презентации и групповые видеоконференции, имела текстовый редактор и предоставляла совместный доступ к файлам. Работало это чудо вот с таким терминалом (слева - опять внешний вариант NumPad'а):
Непосредственно на презентации NLS использовалась специально "упакованная" в стол клавиатура и огромный экран с проектором, что, впрочем, не меняет сути:
Еще через год, в 1969, мировой космоэнтузиазм получает почти такой же заряд бодрости, как после полета Гагарина:
Аполлон-11 совершает посадку на Луну. Фотографии внутренностей именно 11-го Аполлона, к сожалению, достаточно низкого качества:
Зато в избытке изображений
Аполлона-17, последнего, высадившего людей на Луну в 1972. Есть подозрение, что панели отличались не слишком сильно:
Сайт NASA обобщенно показывает панель "корабля программы Аполлон" таким:
Обращает на себя внимание огромное количество тумблеров. В кино-то их все меньше и меньше.
В 1970 появляется первый персональный компьютер,
DataPoint 2200. Формально он считался "программируемым терминалом" для мейнфреймов, однако, вскоре выяснилось, что его "программируемости" и самой по себе вполне достаточно для выполнения большинства решаемых пользователями задач, и терминал стал продаваться как самостоятельный компьютер:
1971 год, на орбите первая долговременная станция -
Салют-1. Приборов с самой станции найти не удалось, а стыковались с ней все те же "Союзы":
Еще одна веха в истории взаимодействия человека и компьютера: в 1972 на свет появляется первый сенсорный экран в составе терминала
PLATO IV:
Советское кино тоже не забывало о космосе: в 1972 выходит главный НФ-фильм советского кино:
"Солярис" Тарковского. Однако, Тарковский - не Кубрик, и техника его интересует в последнюю очередь. Стены коридоров научной станции на орбите Соляриса покрыты однотипными элементами из лампочек и тумблеров:
Полки комнат заставлены осциллографами, взятыми из соседнего НИИ:
В нескольких сценах (в разных местах, кстати) встречается еще один столообразный пульт, но близко рассмотреть его зрителям не дают:
Поразнообразнее дела обстоят в
"Москве-Кассиопее" 1973 года:
Схематическое изображение корабля живо напоминает панель из "Звездного пути". В наличии также телевизоры, куча мелких кнопочек-лампочек, несколько приборов непонятного типа и большие плоские тачскрины. Интересно, что огромные плоские цветные экраны соседствуют с такими же огромными выгнутыми монохромными ЭЛТ-дисплеями.
С GUI особо не заморачивались. Это, кстати, даже не дисплей, а какой-то комбинированный элемент - отдельные лампочки и непрерывная шкала:
Теперь мы знаем, с чего рисовали GUI в "Матрице":
Не уверен, что имели в виду авторы этого экрана, но вдохновлялись они, вероятно, перфокартами:
На западе в том же 1973 появляется
Xerox Alto, вводящий в обиход понятие "рабочего стола" на экране и окончательно формирующий современное представление персонального компьютера с графической оболочкой:
Интересна портретная ориентация монитора Alto: случай в мировой истории, конечно, не единственный, но для настольного терминала довольно редкий.
После нескольких лет затишья по нашей теме, в 1977, рынок взрывает
Apple II. Не принося с собой каких-то технологических чудес, Apple II был первым компьютером, производившимся для массового пользователя. В массы он и пошел, надолго определив, как в умах людей выглядит "персональный компьютер", да и вообще "компьютер":
Тот же 1977 год, главная космическая опера мирового кино:
"Звездные войны". Начинаются ЗВ сразу с 4-го эпизода. Панели на мостике Звезды Смерти технологически близки к аполлоновским - только светящихся элементов больше. Дисплеев почти нет.
Внутренности "Сокола" тоже наводят на мысли о лунной программе:
Интересно, что, хотя к выходу "Звездных войн" в военной авиации вовсю уже использовались индикаторы на лобовом стекле (
ИЛС, они же Head-Up Displays,
HUD), у Лукаса пилоты истребителей получают навигационную информацию от компьютера лишь на дополнительном экране:
Вышедшее годом позже, в 1978, польско-советское
"Дознание пилота Пиркса" тяготеет к более строгой версии лампочно-кнопочных панелей "Звездного пути".
Как и в "Звездных войнах", количество экранов уменьшилось; причем, в большинстве случаев они еще и выключены.
По нынешним временам особенно умиляет ламповый циферблат:
Такое впечатление, что с развитием космонавтики и компьютерной техники представление о них в кино - и на западе, и на востоке - стало более "приземленным". Фантазия перестала залетать в область невиданных устройств и сосредоточилась на компоновке существующих - причем, не самых передовых.
Конец первой части.
Часть 2