В своих статьях я достаточно часто критикую взгляд на инженерную мысль Третьего Рейха как на абсолютно передовую для того времени, обогнавшую весь мир на многие десятилетия. Но не стоит забывать и многие реальные успехи нацистов, и те области, в которых они и правда были первыми. И очень часто поклонники "арийского гения" совершенно забывают о них или даже игнорируют. Например, стоит вспомнить историю Me.323D Gigant, бесспорного родоначальника всей современной тяжёлой транспортной авиации. Разумеется, немцы небыли единственными кто пытался создать большой транспортный самолёт (стоит вспомнить хотя бы "Елового гуся"), но нельзя не признать, что именно Гигант стал первым успешным представителем этого класса. И это была не бессмысленная попытка создания "вундерваффе", которая не принесла ничего кроме убытков, Me.323D успешно применялся на войне и делами доказал свою полезность. Но сегодня я бы хотел поговорить не о нём, а его потомке, французско-немецком Zeppelin ZSO.523.
Первые полёты Mesercshmitt Me.323D с задачей снабжения Африканского корпуса сразу показали полезность создания подобных крупных транспортных самолётов. Несмотря на примитивную конструкцию и сложность в управлении, "Гиганты" играли немалую роль в доставке припасов немецким войскам, выполняя все возложенные на них задачи. Подобный успех не прошёл незамеченным, и Люфтваффе приняло решение о необходимости создания ещё большего специализированного транспортного самолёта. Уже в 1943 году Имперское Министерство Авиации (Reichsluftfahrtministerium) профинансировало начало работ над преемником Me.323D. Первоначально предполагалось, что этим вопросом снова займётся фирма Mesercshmitt, но на них уже было возложено множество более важных военных заказов и тогда Рейхминистерство вспомнило о Luftschiffbau Zeppelin, которые с весны 1943 года вели сборку "Гигантов". Хоть инженеры Zeppelin и не имели серьёзного опыта создания самолётов, было решено, что их текущего опыта и опыта создания дирижаблей вполне хватит для разработки нового транспортного самолёта. Кроме того, к проекту было решено подключить и французскую фирму SNCASO. В середине 1943 года группа французских инженеров из SNCASO и Nieuport (интегрированной в SNCASO в 1941 году) под руководством немецких инженеров приступили к созданию самолёта ZSO (от Zeppelin и SNCASO) 523.
Zeppelin ZSO.523.
Вскоре предварительный проект ZSO.523-0 был готов. Самолёт напоминал сильно увеличенный Me.323D и во многом использовал похожие решения. Это так же был высокоплан с размещением основного транспортного люка в носу. Для уменьшения веса каркас фюзеляжа выполнялся из стальных труб, а обшивка из фанеры и полотна, но масса пустого самолёта всё равно составила 48 тонн. Общая площадь грузовой кабины составила 280 квадратных метров, передняя рампа могла принимать грузы до 20 тонн (танки и бронемашины), задняя до двух тонн (автомобили, лёгкие орудия). Всего ZSO.523-0 мог поднять до 49 тонн груза или до 300 солдат со всей амуницией. На потолке грузового отделения размещались 2 лебёдки с тягой по тонне каждая. Размах крыла составлял 70 метров, ограниченный размерами сборочного цеха Zeppelin, длина фюзеляжа - 40,25 метров. Длинное крыло поддерживалось стальными распорками. Большому самолёту требовались и большие органы управления, потому высота хвостового оперения составила одиннадцать с половиной метров.
Грузовая кабина ZSO.523-0 в сравнении с грузовой кабиной Me.323.
Чертёж Zeppelin ZSO.523-0.
Приводить в движение ZSO.523 должны были шесть радиальных французских двигателей Gnome-Rhone 18R мощностью по 2200 лошадиных сил каждый (интересно отметить, что диаметр двигателей был меньше толщины профиля центроплана). Весь запас топлива самолёта размещался в шести протектированных крыльевых баках, по 3 тысячи литров каждый. С полным запасом топлива и грузом в 22 тонны ZSO.523 мог пролететь 2200 километров, при максимальной нагрузке радиус полёта составлял 900 километров (при максимальной дальности Me.323E в 800 километров). Шасси самолёта в общей конструкции повторяло шасси Me.323, но отличалось от него размерами (колесо - 1650 миллиметров диаметром и толщиной в 600 миллиметров) и оснащением мощной гидропневматической подвеской, способной не только убирать шасси в полёте но и изменять клиренс уже загруженного самолёта. Эту возможность предполагалось использовать для облегчения погрузки и разгрузки самолёта.
Работа подвески шасси ZSO.523-0.
Экипаж самолёта должен бы состоять из четырех человек - два пилота, штурман и механик. Все они размещались в выдающейся из корпуса кабине с большой площадью остекления. Вход в кабину пилотов располагался на высоте пяти метров, и доступ к нему удобным назвать было нельзя. Так же в полёте экипаж не имел доступа в грузовой отсек, поэтому предполагалось подготавливать специальных операторов, которые бы руководили погрузкой и разгрузкой и контролировали бы груз в полёте. Скорость самолёта должна была составить 300 километров в час, максимальная высота полёта 7000 метров. Несмотря на тихоходность установки оборонительного вооружения на самолёте не предусматривалось. Предполагалось использовать ZSO.523 с грунтовых аэродромов длинной в 1400 метров. Как и Me.323E он должен был снабжать войска в отдалённых территориях или находящихся в окружении. Функцию высадки десанта по планерному к тому времени ZSO.523 потерял уже полностью, хотя сброс десантников с парашютами с него рассматривался.
Кабина пилотов ZSO.523.
Конструкция ZSO.523, показаны все люки и входы в самолёт. Кликабельно.
К началу 1944 года проектирование ZSO.523 было завершено, а на французском заводе Levasseur был даже построен полноразмерный макет самолёта. Пока подготавливалась документация, конструкторы приступили к проектированию дальнейшего развития машины. Так начал прорабатываться вариант ZSO.523-А с установкой шести двигателей Jumo 222A мощностью 2500 лошадиных сил каждый и удлинённым фюзеляжем, что увеличивало грузоподъёмность до 57 тонн при сохранении той же дальности. Предварительно исследовались и ещё большие варианты, так руководитель проекта Вальтер Штендер считал возможным создание самолёта способного поднять 70 тонн груза. Разрабатывался вариант использования ZSO.523 в качестве бомбардировщика или носителя самолётов.
Постройка макета грузовой кабины ZSO.523-0.
Кроме того, инженеры прорабатывали проект пассажирского самолёта на базе узлов ZSO.523. От транспортного самолёта лайнер получил использование стальных труб для уменьшения веса, конструкцию шасси и хвостового оперения. В обшивке предполагалось использовать фанеру и частично дюралюминий. Размер самолёта даже немного увеличился - до 45 метров длины, хоть размах крыла и уменьшился до 64 метров. Была пересмотрена конструкция крыла - оно стало чуть тоньше и опустилось на середину фюзеляжа. В движение самолёт приводился четырьмя толкающими винтами, работающими от четырёх пар двигателей DB.603. Максимальная скорость лайнера составляла 420 километров в час при дальности в 2500 километров. Самолёт должен был нести до 90 пассажиров, 20 из которых располагались в первом классе, имеющем выделенную обзорную галерею и кафе. Предполагалось использовать лайнер для полётов в африканские колонии, Индию и Японию.
Авиалайнер Zeppelin на базе узлов ZSO.523.
Модель авиалайнера Zeppelin на базе узлов ZSO.523.
К весне 1944 года, несмотря на успешное продвижение проекта, стало ясно, что ZSO.523 теряет актуальность. Исчезла необходимость снабжать войска в Африке, а для текущих задач вполне подходил и обычный Me.323. Да и Люфтваффе постепенно теряло контроль над воздухом, и тихоходный гигант стал бы великолепной добычей для вражеских истребителей. Потому уже к началу лета 1944 финансирование проекта было значительно урезано. Интересно отметить, что в воспоминаниях французских участников программы отмечается, что с их стороны постоянно проводилась работа по саботажу проекта и его затягиванию, но в немецких документах об этом нет ни одного упоминания, как и не происходило срыва изначально поставленных сроков. Но высадка союзников во Франции поставила окончательную точку в проекте, работы над самолётом были прекращены. Рейху нужны были истребители, а не транспортные самолёты.
Модель Zeppelin ZSO.523.
На этом история проекта заканчивается. Luftschiffbau Zeppelin занялась созданием идиотского и абсолютно бесполезного "летающего панцерфауста" в рамках срочной истребительной программы. В SNCASO так же не любили вспоминать об этом самолёте, хотя многие наработки были использованы позднее в проекте транспортного самолёта NC.211 Cormoran. В итоге проект ZSO.523 хоть и не появился в реальности, но на деле при своей простоте и неказистости вполне может претендовать на звание лучшего проекта транспортного самолёта Второй Мировой войны, оставляя позади бесполезных гигантов вроде Hughes H-4 или проекты от Kaiser.
Источники:
Flugzeug Classic. 10-2005.
Die Abteilung Flugzeugbau der Luftschiffbau Zeppelin GMBH 1942 bis 1945. Hans-Peter Dabrowski.
Die Giganten Me 321 - Me 323 [Luftfahrt Monographie LS3].
http://histaviation.comsecretprojects.co.uk