Главным проект, которым занимался Александр Липпиш в США, несомненно, можно назвать аэродайны (Aerodyne). Это летательные аппараты вертикального взлёта и посадки полностью лишённые крыла, обладающие аэродинамикой скорее ракеты, чем самолёта. Липпиш считал, что крыло в ближайшем будущем будет только мешать, создавая ненужное сопротивление в полёте, мешая вертикальному взлёту и посадке. Развитие двигателестроение позволит создать мощные моторы, часть тяги от которых можно будет перенаправить на создание подъёмной силой, чем и компенсировать отсутствие крыла. Такие аппараты будут более быстрыми, лёгкими чем текущие самолёты, а управление с помощью отклонения тяги куда эффективнее чем устаревшие элероны и прочие органы управления. Все расчёты Липпиша показывали его абсолютную правоту в этих мыслях, и то что уже в начале 50ых годов созданы моторы подходящей мощности.
В то время Александр Липпиш работал на фирму Collins, руководство которой сумел заинтересовать своей идеей. Если аэродайны окажутся тем, чем представлял их себе Липпиш, фирма могла бы практически стать первом на этом рынке летательных аппаратов будущего. Помогла и построенная Липпишем небольшая модель аэродайна, успешно летавшая по ангару, и спокойно зависавшая в воздухе. Забавно, что получала электричество по проводу, не неся аккумуляторы на себе, но об этом факте на демонстрации умолчали, назвав провод необходимым для радиоуправления.
Липпиш и его "пирамида" развития авиации.
Радиоуправляемая масштабная модель аэродайна.
Получив финансирование, Липпиш приступил к постройке полноценного прототипа. Для начала предполагалось создать аэродайн с поршневым двигателем и пропеллером, воздушные потоки от которого отходили либо вниз через закрылки, обеспечивая вертикальный взлет и приземление, либо через сопло в хвосту. Из-за относительного малого финансирования постройка прототипа продвигалась медленно, и Липпиш больше фантазировал чем проектировал, активно рекламирую свои идеи в прессе.
В его мечтах аэродайны заменяли практически все типы летательных аппаратов.
Первый варианты боевого и транспортного аэродайна, ещё с рудиментарным крылом.
Различные варианты пассажирского аэродайна для замены авиалайнеров.
Аэродайн-истребитель.
Межконтинентальный бомбардировщик-аэродайн.
Аэродайн ДРЛО для флота.
Сверхзвуковой аэродайн-перехватчик.
Современная реконструкция сверхзвукового аэродайна-перехватчика. Автор Hamzalippischh.
Разведывательный дрон-аэродайн.
Аэродайн используемый в качестве личного транспорта.
Военно-транспортный аэродайн.
Аэродайн-автобус для ближних перелётов.
Лёгкий частный транспортный аэродайн.
К концу 50-ых в преддверии первого полёта аэродайна в Collins решили запатентовать различные конструкции подобных аппаратов. Все картинки из патентов кликабельны.
Наконец в начале 60-ых первый прототипы был готов к испытаниям, которые почти сразу же закончились большим разочарованием - аппарат хоть и мог взлетать вертикально, но был практически неуправляем и потреблял топливо с неимоверной силой, а поставить большие баки не представлялось возможным из-за стремления максимально облегчить машину. Collins быстро потеряли интерес к проекту и прекратили его финансирование.
Прототип аэродайна и Александр Липпиш.
В 1966 году Липпиш вернулся в ФРГ, где снова попытался воскресить концепцию аэродайна. При помощи фирмы Dornier был построен прототип БПЛА по схеме Липпиша, получивший простое название Dornier Aerodyne. Его испытания показали те же проблемы что и ранее - плохая управляемость и малое время полёта. В 1972 году проект был закрыт из-за бесперспективности.
Модель Dornier Aerodyne.
Прототип Dornier Aerodyne в музее.
На этом история аэродайнов практически заканчивается, хотя идеи сделать самолёт без крыльев и возникают, но быстро исчезают. Многие же поклонники "Люфт46" выводящие из аэродайнов почти все современные СВВП неправы, так как ни один из конструкторов СВВП о "подражании" Липпишу не упоминает, а его патенты не использовались и не были оспорены.
Источники:
Iowa State University Digital Library.
secretprojects.co.uk