Решительный удар по партизанам. Мartin COIN.

Mar 08, 2016 19:40

Рост роли локальных и партизанских войн в мировой политике в 50-ых годах и вовлечённости в них полноценных армий не прошёл незамеченным для многих военных теоретиков. Было понятно, что использование в этих конфликтах современного вооружения неоправданно, оно дорогое и часто малоэффективно против примитивных методов ведения войны. Западные военные, первые столкнувшиеся с этой проблемой, пришли к выводу о необходимости создание специальных типов вооружения, дешевых, но эффективных. Одним из детищ этого подхода стала концепция COIN - Counter-insurgency aircraft (противо-партизанский самолёт). Это были дешёвые ударные самолёты, максимально живучие и приспособленные для нанесения ударов по земле. В 1963 году был объявлен конкурс на создание такого самолёта и в США.

Согласно требованиям программы LARA - Light Armed Reconnaissance Aircraft (лёгкий вооруженный разведывательный самолёт) необходимо было разработать двухместный двухдвигательный самолет с укороченным взлетом и посадкой. Главными задачами будущего самолёта определили нанесение ударов по наземным целям, непосредственную поддержку войск, разведку, сопровождение вертолетов. Всего на конкурс было подано 9 проектов, и бытует мнение, что это были крайне похожие друг на друга машины. На деле каждый же проект отличался каким-либо необычным решением или идеей. Сегодня мы поговорим о варианте от фирмы Мартин.



К сожалению точный внутренний индекс этого проекта не известен, потому придётся использовать расплывчатое наименование Мartin COIN или просто COIN. К проработке проекта лёгкого штурмовика фирма Мартин приступила ещё в 1962 году в инициативном порядке. Именно тогда были сформированы основные отличительные особенности самолёта. Во-первых, это было крайне короткое и толстое крыло с очень высокой механизацией. Одним из вариантов возможного базирования COIN были старые авианосцы, что могло потребовать установки сложного механизма складывания крыла, серьёзно уменьшающего живучесть конструкции самолёта. Короткое крыло позволяло обойтись без такого механизма. Обычно недостатком такого крыла является сложность выполнения фигур высшего пилотажа, но от COIN этого и не требовалось. Другим "ноу-хау" стало выведение выхлопа от турбовинтовых двигателей на хвостовые рули, что давало дополнительное усилие при управлении. Интересной была и конструкция хвостовой балки, в виде перевёрнутого V. Хвостовые рули одновременно играли роль и рулей высоты и рулей направления, и их повреждения меньше сказывались на маневренности самолёта.



Ранний вариант Мartin COIN. Показана система вывода выхлопов на хвостовые рули. Интересна и ранняя конструкция кабины - полусферическjq c максимальным обзором. Позже, по опыту применения таких типов кабин, станет ясно, что преимущество в обзоре нивелируется повышенным стрессом у пилотов, считающих себя уязвимыми в такой кабине.



Более поздний скетч Мartin COIN.



Финальный внешний вид Мartin COIN.

Самолёт был выполнен по двухбалочной схеме, с коротким фюзеляжем между балками. В движение штурмовик приводили два турбовинтовых двигателя T76. В фюзеляже помимо двухместной кабины размещался отсек для грузов, в котором могли перевозиться контейнеры снабжения или до 6 человек десанта. Корпус для удешевления конструкции был выполнен из алюминия. Кабина экипажа была защищена стальной бронёй, весь фонарь выполнен из бронестекла. Протектированные топливные баки размещались в крыле.



Размеры Мartin COIN.



Сброс груза с Мartin COIN.

Самолёт не имел встроенного вооружения, но была возможность установки модулей с пулемётами М60. Предусматривалось 2 точки подвеса вооружения на крыле и до четырёх под фюзеляжем. Так же имелась возможность переоборудования грузового отсека в отсек для бомб.



Возможный вариант установки пулемётов.



Был проработан и вариант установки Мartin COIN и на поплавки.

К 1964 году был построен полноразмерный макет самолёта и даже начата рекламная компания в прессе, но военные сочли вариант Мартина переусложненным, недоработанным по установке вооружения и дополнительной брони. Выбор был сделан в пользу проекта NA-300 фирмы "Норт Америкен", который и станет в будущем знаменитым OV-10 "Bronco".







Фотографии макета Мartin COIN.

Источники:
Aviation Week 12/64
Aerodynamic Characteristics of Twin-Propeller Deflected-Slipstream STOL Airplane Model with Boundary-Layer Control on Inverted V-Tail, NASA TN D-4856, 11/1968.
Патент US3018987A

проекты, холодная война, США, авиация, штурмовики

Previous post Next post
Up