Новый мировой порядок, зародившийся после победы США в 1991 году в холодной войне, требовал нового подхода к формированию американской армии. Следовало готовиться не к большой глобальной войне, а к многочисленным локальным конфликтам и полицейским операциям. В этой новой реальности было очень сложно найти место для достаточно многочисленных ПЛАРБ - выдвигались различные проекты адаптации их под новые условия, от превращения в артиллерийские подлодки, до размещения крылатых ракет в шахтах от БРПЛ. Один из наиболее интересных проектов был предложен уже не раз упомянутыми мной Lockheed Martin's Skunk Works.
Главным минус размещения в шахтах БРПЛ крылатых ракет - это большие затраты. И правда, крылатая ракета стоит недёшево и очень часто использовать её против каких-то незначительных целей - просто тратить деньги. Потому Скунсы предложили разработать многоцелевой БПЛА, способный размещаться в шахтах от БРПЛ, тем самым превратив ПЛАРБ в носителя дронов.
Один из ранних вариантов БПЛА Cormorant.
Предложение было поддержано военными, и в том же году Skunk Works получила 4,2 миллиона долларов на разработку БПЛА и концепции его применения. Проект разрабатывался для базирования на ПЛАРБ типа "Огайо" в шахтах БРПЛ "Трайдент II". Проект получил название Cormorant - Баклан.
Общий вид размещения БПЛА Cormorant.
Главной сложностью при разработке проекта стало требование старта из ракетной шахты. Ширина чуть более 2 метров совершенно не подходит для самолета традиционной конструкции. Потому было решено сделать аппарат, крылья которого складываются при хранении в шахте и даже в полёте они так до конца и не расправляются. И в полёте БПЛА очень похож на птицу, в честь которой назван.
Размещение БПЛА Cormorant в шахтах.
Фюзеляж изготовлен из титана, это решение обусловлено требованиям к возможности пуска с глубины 50 метров, а значит, корпус должен противостоять высокому давлению и коррозии. Для облегчения конструкции пустоты между слоями титана заполнены пластиковой пеной, способной обеспечить должную прочность. Для избежания повреждений некоторые части, при движении под водой, накачиваются азотом для создания повышенного давления, а сопла двигателей и другие компоненты - закрываются сдвижными герметичными крышками. Предполагалось, что вся эта механизация может применяться и для повышения лётных характеристик Cormorant.
Разрез БПЛА Cormorant.
После пуска из шахты, БПЛА сам всплывает до поверхности благодаря положительной плавучести. После, при помощи ракетных ускорителей, Cormorant взлетает и уже тогда включается основной мотор. БПЛА может применяться для проведения разведывательных операций, может использовать почти весь спектр вооружения типа вохдух-земля, и даже ограниченно пригоден для воздушного боя. Дрон способен работать как под прямым контролем, так и выполнять заранее заложенную в него программу самостоятельно. Вся полезная нагрузка размещена в двух внутренних отсеках. Обслуживание и перевооружение дрона осуществляется только в порту.
Выпуск БПЛА Cormorant из шахты.
Старт БПЛА Cormorant при помощи ракетных ускорителей.
Cormorant наносит удар управляемой ракетой.
Cormorant'ы наносят бомбовый удар.
Выполнив свою задачу, Cormorant самостоятельно возвращается в точку встречи с подлодкой, заранее заложенную в программу полёта, или связавшись с лодкой по радио. БПЛА садится на морскую поверхность, выбросив трос и передав об этом сигнал на лодку. С субмарины на этот сигнал выпускается небольшой плавающий робот, которые цепляет трос и доставляет его конец к родной шахте БПЛА. За этот трос Cormorant втягивается под воду и прицепляет к выдвинутой из шахты балке. Крылья складываются, и БПЛА убирается в шахту. Весь этот процесс выполняется полностью автоматически, без какого либо вмешательства человека.
Все этапы полёта Cormorant.
Посадка Cormorant на воду.
Подтягивание Cormorant к стыковой балке.
Cormorant убирается в шахту. На рисунке изображён так же плавающий робот.
Основным преимуществом проекта, кроме малой цены в сравнении с крылатыми ракетами, указывалась и скрытность системы. Если скрыть факт появления на театре полноценного авианосца достаточно сложно, то лодка с БПЛА сможет нанести удар совершенно неожиданно. Да и сам факт, что для авиаподдержки небольших операций спецназа не надо гонять целый авианосец притягивал.
Несмотря на успешно завершённую фазу проектирования и удовлетворение военных проектом, в 2007 году Skunk Works не получил предложение на заключение контракта на фазу постройки и испытания прототипа. Потому программу Cormorant можно считать закрытой.