одна из центральных идей буддизма - срединный путь.. по крайней мере, в моем его понимании.. крайности неприемлемы в любом проявлении.. ни буйная радость, ни полная аскеза, ни злость, ни какие-то еще чувства или эмоции не должны занимать тебя полностью..
за несколько дней гуляния по обычной муниципальной тайской школе мне показалось, что срединный путь - основная местная педагогическая концепция.. то, что в западной мысли представляется бинарной оппозицией - здесь дополняющие друг друга вещи..
попробую проиллюстрировать, ибо объяснить этот феномен я пока не берусь..
๑.
главное, что меня потрясло в школе - это отношения между учениками и учителями.. в школе можно наблюдать почти семейный уклад: учителя спокойно могут всю перемену возиться с учениками на школьном дворе, все эмоционально очень отзывчивы и открыты к коммуникации (несмотря на почти абсолютное незнание английского языка)..
с другой стороны - крайне аккуратное обращение к учителю, обязательное приветствие в начале урока и беспрекословное выполнение его просьб..
๒. учительская..
в школе введена обязательная форма, но каждому выдали несколько ее комплектов.. предписано в определенный день ходить в какой-то одной, но можно и в другой.. а если что-то испачкалось - легко можно заменить на аналог..
๓. в учительской..
всем ученикам необходимо разуваться перед входом в любой кабинет школы, но при этом никто не обязывает их обуваться обратно - половина детей на школьном дворе бегают в носках даже во время дождя!
๔.
даже с самыми крупными сережками в ухе старшеклассник не додумается неподобающим образом приветствовать учителя, не снять обувь перед входом в класс или неуважительно вести себя во время утреннего ритуала приветствия короля..
๕. портреты молодых учителей и монахов..
писсуары в мужском туалете можно увидеть невооруженным глазом с детской площадки, а сама площадка утопает в пыли и местами сливается со стройкой.. но музыкальное оборудование колоссальное, а наборы развивающих игрушек в начальной школе всеобъемлющи, по-моему..
๖. во дворе..
урок в средней школе длится около часа, но учитель сам вправе регулировать его длительность.. ученики как-то выдерживают.. длительность урока в начальной школе я пока не прочувствовал, но кричать на школьной площадке они начинают сильно раньше среднешкольников..
๗. кабинет биологии..
в помещениях школы (учительская, учебные кабинеты, студии и пр.) нет дверей.. т.е. есть только проемы для дверей.. как будто у них всегда все открыто.. представьте, какой шум доносится с улицы во время последних уроков, когда малышей уже распустили играть! но этот шум никого в классе не отвлекает - просто потрясающе развита стойкость по отношению к внешним звуковым раздражителям..
๘. тетрадочки..
в Тайланде свои цифры, но на математике используют традиционные арабские цифры..
๙. лаборантская..
в столовой бесплатно кормят всех учеников школы, а они потом за собой посуду моют..
๑๐.
в школе нет звонков как таковых.. учителя никого не зовут и не ждут.. все как-то разбредаются и начинают учиться..
๑๑. замысловатая штуковина..
на уроке часто присутствуют два учителя.. они легко передают друг другу инициативу и меняются ролями.. ни одному из них не стыдно ходить между рядами и отвечать на вопросы непонятливых учеников..
๑๒. буквальная калиграфия!
перед началом занятий большая часть учеников помогает подметать школьную территорию, но все до одной парты в школе исписаны замазкой и маркерами..
๑๓. школьный двор..
подобных замечаний у меня за эти дни в голове пролетело очень много..
буду еще собирать эмпирические данные и думать, как все это объяснить и уложить по полочкам..
пойду про буддизм еще раз внимательно почитаю..
๑๔. в карточки играют..
๑๕. снятую обувь ученики часто носят с собой) выглядит забавно..
๑๖.
๑๗. отличная заставка на компьютере у учитель тайского..
๑๘. урок тайского языка.. найдете учителя?
๑๙. мальчики помогают разгрузить продукты в столовую..босиком по воде..
๒๐. карта местного СНГ висит почти в каждом кабинете..
๒๑.
๒๒. от этого учителя математики я был в восторге! настоящий актер, который при этом видит в классе детей, не боится менять направление урока, отлично владеет темой, легко выходит из затруднительных ситуаций и почти все время улыбается! я сражен!!
๒๓. очень жаль только, что он ни одного слова не знает на английском..
๒๔. у этого учителя получилось вывести к доске и создать ситуацию успеха для с очевидными психическими нарушениями мальчика, который весь урок тайского языка просто сидел и смотрел в стенку..
๒๕.
๒๖. последняя парта.. за партой они, кстати, как хотят сидят.. часто сидят вокруг парты..
๒๗.
๒๘. некоторые слова на английском кто-то судя по всему знает...