Море было для меня объектом религиозного поклонения, а не
предметом научного изучения. Я бы хотел быть не окенографом,
а жрецом в Храме моря.
Слава Курилов.
Это книга-откровение для меня, лучшая книга о духовном поиске, которую я когда-либо читала и книга пришедшая тогда, когда мне это было нужно. Пришла она ко мне случайно-неслучайно: подруга попросила её на ДР, я зачем-то купила её прямо тут, в Тюмени, не собиралась читать, но открыла и не смогла остановиться. История давнишняя и многим известная, но я её не слышала.
"Я вернулся в каюту сделать последние приготовления. Надел короткую майку, узкие шорты, чтобы не мешала ни одна складка, несколько пар носков, необходимых на острых рифах, на шею повязал платок, на случай, если придется перевязать рану. Мысль о спасательном жилете я отбросил сразу - он бы сильно замедлял плавание, да я и не решился бы пронести его на корму. У меня был амулет. Я сделал его сам ещё в Ленинграде по способу, взятому из "Книги царя Соломона", переведённый неизвестно кем и попавшей ко мне из самиздата. Он должен был хранить меня от акул и других опасностей, но его действие ограничивалось только одними сутками".
Амулет от акул из "Книги царя Соломона"!! Вы только вдумайтесь! Когда Слава Курилов, океанограф из СССР, в 1974 году прыгнул за борт круизного лайнера для того, чтобы совершить свой Побег, ему было 38 лет, меня это просто шокировало, мне 32, я иногда не могу выйти из дома. Курилов с детства бредил океаном и дальними странами, хотел стать капитаном дальнего плавания, но не прошёл по зрению, тогда он отучился на океанолога и столкнулся с тем, что работа океанографа отнюдь не океан, а цифры. Ещё и Родина не отпускала дальше своих границ. "Выезд в капстраны считаем нецелесообразным", а ведь Славу звал для подводных исследований Жак Кусто.
Побег состоялся с борта круизного лайнера в районе Филиппин (смешной круиз "Из зимы в лето" из порта Владивостока до экватора и обратно, без захода в порты других стран, но Слава увидел в этом Возможность). Три дня в океане. Без еды и воды. И акулы его действительно не тронули! Он выплыл на остров Сиаргао, как и планировал, выплыл другим человеком.
Жена Курилова Елена пишет: "Бежали и до Славы и после. Но всегда бежали от чего-то к чему-то. Славин побег необычен в том смысле, что это не было "убегание от...". Это было торжество Действия, Великий праздник Поступка, где главное - само действие, как акт самопознания. В точке побега сошлись главные жизненные линии - страстное желание узнать мир и страстное желание узнать себя".
Это история не о побеге из "Совка" в светлое будущее, это история о Пути к Себе, она полна мистических откровений и самых глубоких переживаний. Помимо повести "Побег", о трёх днях, проведённых в океане, в книге есть эссе о поиске пути, море, боге и йоге, а так же несколько рассказов. Предисловие написано Василием Аксёновым, отступления от текста Елены Генделевой-Куриловой.
Прекрасная книга, идеально составленная и свёрстанная, с фотографиями на мелованной бумаге, удобный формат, твёрдый переплёт. Серия "Где наши не пропадали" издательства "Время". Интересная серия, если верить анонсам.
Об истории побега Славы Курилова
снят фильм.