Воспитание без наказания. Конспект книги

Jul 04, 2016 12:31

Из отпуска я привезла не только впечатления, но и знания.

На книжной полке на даче обнаружила книгу Кэтрин Кволс "Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания", прочитала её в охотку и с удовольствием, настолько она лёгкая и доступная, и... даже законспектировала, делюсь =)

В своей книге Кэтрин Кволс охватывает все возможные варианты отношений между родителями и детьми, не смотря на скромный объём издания, знаний там содержится очень и очень много по разным вопросам, начинается книга главами, посвящёнными методу переориентации поведения, метод прост и гениален, он основан на том, что "плохое" поведение есть ни что иное, как ошибочная цель (это я беру прилагательное "плохое" в кавычки, потому что всё очень относительно, по сути, это неугодное родителю поведение), а цели всего четыре:




- внимание
- влияние (борьба за власть)
- месть
- уклонение

При этом, родитель всегда может опираться на свои эмоции, что бы понять, какую цель ребёнок преследует, таким образом:

- если ребёнок пытается привлечь ваше внимание, вы чувствуете раздражение
- если ребёнок пытается оказать влияние на вас, вы чувствуете возмущение и потребность употребить свою власть
- если ребёнок вам мстит, вы чувствуете обиду и желание свести с ним счёты
- если же ребёнок уклоняется, вы можете ощутить отчаяние или жалость

Перед тем, как перейти к обсуждению методов переориентации ошибочных целей, я хочу сделать очень важное, на мой взгляд, замечание о том, как важна наша реакция в процессе воспитания: реакция родителей - это самый важный фактор воздействия на ребёнка. Очень часто основа поведения детей закладывается первоначальной реакцией родителя на его поступок. Если реакция поощрительная, то вы закрепите поведение и вам предстоит ещё не раз с ним столкнуться. Поощрительная не равно поощрению, т.е. ребёнку может понравится, когда родитель расстраивается, например.

Итак, как же Кэтрин Кволс предлагает переориентировать поведение ребёнка.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Реакцией взрослых в этом случае будет раздражение, при чём, для ребёнка сойдёт и ваше негативное внимание, окрик, например, и, даже шлепок, ВАЖНО: есть дети, которые привлекают внимание хорошим поведением, т.н. "паиньки", это бывает гораздо реже, но стоит обратить на это особое внимание.

Для переориентации такого поведения следует:

1. Не заглядывать в глаза ребёнку, поведение которого вас не устраивает;
2. Не разговаривать с ребёнком;
3. Погладить по спине, волосам, или сделать любое другое действие, выражающее принятие;
4. Не доводите своё раздражение до бешенства, как можно скорее приступайте к выполнению первых 3-х пунктов. Когда вы научитесь все это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: "Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят". Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Один отец узнал на курсах для родителей об ошибочной цели «привлечение внимания» и решил отреагировать нетрадиционным способом на попытки дочери сделать это. Однажды он остановился поболтать через ограду со своим соседом. А у дочери была привычка перебивать его во время беседы. Отец задался целью научить ее дожидаться, пока он не закончит разговор. Однако у дочери были другие планы. Она тут же стала ныть: "Па-а-а-а-а-па!" Он продолжал беседовать с соседом, не говоря ей ни слова и даже не взглянув на нее, а только ласково поглаживал ее по спине. Дочь стояла рядом с ним и продолжала ныть. Так продолжалось несколько секунд, а затем она перестала хныкать. Через некоторое время ее интерес полностью переключился на играющих неподалеку ребят.

Другой метод, который вы можете применить, - это перевести ребенка из одного места в другое. Прежде всего, нужно ласково взять ребенка за руку и отвести в другое помещение (лучше, если это не будет его собственная спальня, так как в его представлении она может ассоциироваться с местом для наказания), затем сказать один и только один раз: "Можешь вернуться, когда успокоишься". Этой фразой мы даем ребенку возможность контролировать свое поведение изнутри. Если вы скажете: "Выйдешь через пять минут", то "контролером" станете вы и ребенок опять попадет в зависимость от взрослого. Если ребенок выйдет из другой комнаты сразу и будет вести себя как следует - великолепно! Если выйдет и будет продолжать вести себя так же, то немедленно и опять ласково возьмите его за руку и выведите из комнаты столько раз, сколько необходимо. Проявляйте терпение и настойчивость.

Когда моему сыну Тайлеру было два с половиной года, я пригласила друзей пообедать. За обедом Тайлер стал безобразно вести себя, я попросила его перестать, он успокоился на несколько секунд, а затем его поведение стало еще хуже. Я спокойно взяла его за руку, вывела в другую комнату и сказала: "Когда успокоишься, можешь вернуться". Он тут же вернулся и продолжал вести себя так же плохо. Я снова отвела его в другую комнату, но на этот раз ничего не сказала. Он опять пришел, но поведение его не изменилось. Тут вмешался отец и вывел его. Должно быть, нам пришлось выводить его из комнаты раз четырнадцать. После четырнадцатого раза Тайлер целый час сидел за столом и вел себя гораздо спокойнее.

ВАЖНО: для закрепления желаемого поведения, нужно почаще общаться с ребёнком, когда тот НЕ пытается привлекать внимание. Именно в такие минуты закладываются основы ваших прочных взаимоотношений. Так же в применении любого метода требуется ваша последовательность, для закрепления стоит применять метод 10-14 раз подряд без срывов и эмоций. Хорошо, если это делают оба родителя. Цель - научить ребёнка получать внимание без вызывающего поведения.

Мои мысли по поводу прочённого. Мне очень понравился совет не смотреть в глаза и не говорить. В моём случае - это прекрасная профилактика спонтанных подзатыльников, потому что при отсутствии зрительного контакта не возникает агрессии, а при молчании нет шансов, что эта агрессия выйдет вербально. Молчание - золото, не зря так говорят. Молчите, не смотрите в глаза, не давайе никакого подкрепления тому, что вам не по нраву. Работает это и со взрослыми людьми. Взрослым, конечно, не обязательно показывать, что вы их любите не смотря ни на что, если это не значимые для вас люди.

Общаться вне попыток привлекать внимания - это самое ценное, на мой взгляд, только делать это нужно с полным погружением. Пусть это будет час в день, но вы полностью будете в контакте с ребёнком, не походя. Занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте, исследуйте окружающий мир. Если детей несколько, брать каждого по отдельности хотя бы на 15 минут, но что бы каждый получил ваше направленное внимание. Мужа это тоже касается. Я заметила, что если Риту вдоволь "налюбить" она и сама уже отходит от меня и занимается своими делами, а если у меня возникает чувство, что она просто "висит" на мне не слезая, значит, направленного продуктивного внимания не было давно, хотя, при этом мы могли сутки находиться бок о бок.

Кому интересно, книгу буду цитировать и разбирать последовательно, так что продолжение следует.

Полностью книгу можно найти ТУТ

дети, воспитание, книги, пси, 2016

Previous post Next post
Up