Книга, написанная пророком, ﷺ, ‘Амр ибн Хазма

Feb 28, 2019 01:30

Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывал: “Умар принимал свое решение относительно увечий за пальцы. Затем ему сообщили о книге, которая была написана по велению пророка ﷺ для семьи ‘Амр ибн Хазма, что за каждый палец следует выплачивать десять верблюдов. Тогда ‘Умар взял это мнение и оставил свое”.

Вывел Абд-ур-Раззакъ в "Мусанннаф" (17136)

عَنِ الثَّوْرِيِّ ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيِّبِ ، أَنَّ عُمَرَ جَعَلَ فِي الإِبْهَامِ خَمْسَ عَشْرَةَ ، وَفِي السَّبَّابَةِ عَشْرًا ، وَفِي الْوُسْطَى عَشْرًا ، وَفِي الْبِنْصَرِ تِسْعًا ، وَفِي الْخِنْصَرِ سِتًّا ، حَتَّى وَجَدْنَا كِتَابًا عِنْدَ آلِ حَزْمٍ ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " أَنَّ الأَصَابِعَ كُلَهَا سَوَاءٌ " , فَأَخَذَ بِهِ

Сказал Ибн Абд аль-Барр (368-463 г.х./ 978-1071 г.м.):

وَكِتَابُ عَمْرِو بْنِ حَزْمٍ هَذَا قَدْ تَلَقَّاهُ الْعُلَمَاءُ بِالْقَبُولِ وَالْعَمَلِ وَهُوَ عِنْدَهُمْ أَشْهَرُ وَأَظْهَرُ مِنَ الْإِسْنَادِ الْوَاحِدِ الْمُتَّصِلِوَأَجْمَعَ فُقَهَاءُ الْأَمْصَارِ الَّذِينَ تَدُورُ عَلَيْهِمُ الْفَتْوَى وَعَلَى أَصْحَابِهِمْ بِأَنَّ الْمُصْحَفَ لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الطَّاهِرُ وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ وَالشَّافِعِيِّ وَأَبِي حَنِيفَةَ وَأَصْحَابِهِمْ وَالثَّوْرِيِّ وَالْأَوْزَاعِيُّ وَأَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ وَإِسْحَاقُ بْنُ رَاهْوَيْهِ وَأَبِي ثَوْرٍ وَأَبِي عُبَيْدٍ وَهَؤُلَاءِ أَئِمَّةُ الرَّأْيِ وَالْحَدِيثِ فِي أَعْصَارِهِمْ وَرُوِيَ ذَلِكَ عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ وَعَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ وَطَاوُسٍ وَالْحَسَنِ وَالشَّعْبِيِّ وَالْقَاسِمِ بْنِ مُحَمَّدٍ وَعَطَاءٍ وَهَؤُلَاءِ مِنْ أَئِمَّةِ التَّابِعِينَ بِالْمَدِينَةِ وَمَكَّةَ وَالْيَمَنِ وَالْكُوفَةِ وَالْبَصْرَةِ

"Книга Амра ибн Хазма была принята учеными и они поступали в соответствии с ней. Она у них у них была настолько известной и ясной, что не нуждается в одном непрерывном иснаде.
И факихи разных стран единогласны в том, что к мусхафу дотрагивается только  чистый. И таковым является мнение Малика, аш-Шафии, Абу Ханифы и его сподвижников, ас-Саури, аль-Аузаи, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака Ибн Рахавейхи, Абу Саура, Абу Убейда, и все они они - имамы фикха и хадиса своего времен.
Также это мнение передаётся от Са'да ибн Аби Ваккаса, Абдуллаха ибн Умара, Тауса, Хасана аль-Басри, аш-Ша'би, аль-Къасима ибн Мухаммада, и Аты, и все они (кроме Са'да и ибн Умара)  имамов-табиинов Медины, Мекки, Йемена, Куфы, и Басры"

"Аль-Истизкар" (2/472)

Также Ибн Абд-уль-Барр сказал:

وَهُوَ كِتَابٌ مَشْهُورٌ عِنْدَ أَهْلِ السِّيَرِ ، مَعْرُوفٌ مَا فِيهِ عِنْدَ أَهْلِ الْعِلْمِ مَعْرِفَةً تَسْتَغْنِي بِشُهْرَتِهَا عَنِ الإِسْنَادِ ؛ لأَنَّهُ أُشْبِهُ التَّوَاتِرِ فِي مَجِيئِهِ لِتَلَقِي النَّاسُ لَهُ بِالْقُبُولِ وَالْمَعْرِفَةِ

«Эта запись известная среди историков, и то, что в ней записано известно среди обладающих знанием. И ее известность достаточна чтобы нуждаться в иснаде, поскольку он подобен мутаватиру (передающемуся множественными путями) так как люди приняли это!»

"Тамхид"

Ибн Таймия сказал: “Эта книга известная и распространенная, на которую опирались обладающие знанием. И эта книга для многих из них лучше, чем одно сообщение с непрерывным иснадом! И эта запись достоверная по единогласному мнению ученых!” См. “Шарх аль-‘Умда” 2/101.

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773- 852 г.м./ 1372 -1448 г.м) сказал::

وقال يعقوب بن سفيان : لا أعلم في جميع الكتب المتقولة كتابا أصح من كتاب عمرو بن حزم هذا ، فإن أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم ، والتابعين يرجعون إليه ويدعون رأيهم

Йя’къуб ибн Суфьян сказал: «Я не знаю какую-либо книгу из всех, которая была бы достовернее, чем эта книга ‘Амр ибн Хазма! Поистине, сподвижники посланника Аллаха ﷺ и их последователи (таби’ун) обращались к ней и оставляли свои мнения».

وقال الحاكم : قد شهد عمر بن عبد العزيز ، وإمام عصره الزهري ، لهذا الكتاب بالصحة ، ثم ساق ذلك بسنده إليهما

аль-Хаким сказал: «Засвидетельствовал ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и имам его времени - аз-Зухри о достоверности этой книги!»”

«ат-Талхис аль-хабир»

Сунна

Previous post Next post
Up