«Соколы» Муссолини - Фиат CR.42.
Последним бипланом, выпущенным ФИАТ и одним из последних истребителей-бипланов, построенных во всем мире, стал CR.42 "Фалько" ("Сокол"), впервые взлетевший в 1939 году и в том же году запущенный в серию. Это была превосходная машина, представлявшая собой высшее достижение в классе бипланов и которой были присущи все качества, любимые итальянскими летчиками. По несчастливому стечению обстоятельств изменение тактики воздушного боя и развитие скоростных монопланов с мощным вооружением обесценили возможности CR.42 и поставили его в невыгодное положение в бою. Единственным противником, с которым "Фалько" мог встретиться "на равных", был английский Глостер "Гладиатор", биплан еще более старый.
Использовавшая лучшие легкие сплавы, конструкция CR.42 сочетала применение сварных стальных элементов, детали из легких сплавов и полотняную обтяжку (за исключением носовой части фюзеляжа, покрытой металлическими панелями). На самолете стоял 14-цилиндровый звездообразный мотор ФИАТ A.74RC.38 (840 л.с). Конструктор использовал типичные стойки в виде фермы Уоррена. Шасси не убиралось, колеса были закрыты обтекателями.
Вооружение первоначально состояло из одного 7, 7-мм пулемета и одного 12,7-мм, упрятанных под капот. Маневренность CR.42 была превосходна. Этот факт в сочетании с максимальной скоростью в 430 км/ч (всего на 40 км/ч ниже, чем у моноплана G.50) привлек внимание за рубежом. В 1939 году ФИАТ получил ряд экспортных заказов. В конце этого года некоторое количество "Фалько" поставили в Венгрию. Бельгия, заказавшая в сентябре 34 самолета, в мае 1940 года успела получить 25 машин.
Большинство бельгийских истребителей было затем вскоре уничтожено во время молниеносного вторжения немцев. В Швецию между февралем 1940 года и сентябрем 1941 года поставили 72 CR.42bis с двумя 12,7-мм пулеметами. Эти самолеты получили шведское обозначение J11. По сравнению с "Гладиаторами" (J8), также состоявшими на вооружении в Швеции, итальянские истребители оценивались выше, но постепенно износ и проблемы с обслуживанием опровергли это мнение. Тем не менее, CR.42 оставались в первой линии до 1945 года, когда их заменили отечественные (и сконструированные, и построенные в Швеции) монопланы FFVS J22.
Кроме CR.42bis, существовали модификации CR.42ter с двумя дополнительными 12,7-мм пулеметами в подкрыльных обтекателях, штурмовик CR.42AS с подвеской под крыльями двух бомб по 100 кг для использования в боях в пустыне в 1942 году, ночной истребитель CR.42 CN для защиты индустриальных центров в Северной Италии, взаимодействовавший с батареями прожекторов и CR.42B.
Последний имел мотор жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DB601 (1010 л.с.) и развивал максимальную скорость не менее 520 км/ч. На нескольких CR.42 в порядке эксперимента под крыльями поставили 20-мм пушки. Поплавковый ICR.42 был построен на заводе CMASA, филиале ФИАТ.
В итальянских ВВС обычные дневные истребители "Фалько" чаще всего использовались для сопровождения бомбардировщиков. В момент вступления Италии в войну CR.42 служили в 3-м (Нови Лигуре) и 53-м (Каселле) полках 2-й дивизии, 9-й группе в Гориции, 1-м полку 1-й дивизии в Палермо, 13-й группе "Аэронаутика делла Либиа" (авиации Ливии) в Кастельбенито. В это время всего имелось 300 CR.42, 202 из них были пригодны к полетам. В ходе войны CR.42 хотя бы частично были вооружены практически все истребительные части. Они с честью, если не блестяще, действовали на всех фронтах. CR.42 были среди самолетов, столь безуспешно использованных Итальянским авиационным корпусом в "битве за Англию".
Производство "Фалько" завершили в 1942 году, выпустив 1781 машину. По крайней мере, 113 из них еще оставались в строю в момент капитуляции Италии, хотя боеспособны были только 64. Из числа последних четыре перелетели линию фронта, чтобы присоединиться к антифашистским "Сотрудничающим ВВС", а остальные служили в "Авиационе делла РСИ" (ВВС т.н. "Итальянской социальной республики" Муссолини) до окончательного поражения. Несколько уцелевших CR.42 переделали в двухместные учебные самолеты с двойным управлением, и они использовались итальянскими ВВС после войны; один из них эксплуатировался еще в 1950 году.
CR.42 имел пустой вес 1720 кг, взлетный 2294 кг. Характеристики: максимальная скорость 430 км/ч на высоте 4000 м, крейсерская 345 км/ч, практический потолок 10200 м, дальность 775 - 1015 км. Время набора высоты: 3000 м - 3 мин. 53 сек., 4000 м - 5 мин. 26сек. и 6000 м - 8 мин. 40 сек. Габариты: размах 9,7 м, длина 8,3 м, высота 3,33 м, площадь крыльев 22,4 м2. CR.42B имел пустой вес 1950 кг и взлетный 2735 кг. Потолок и дальность равнялись соответственно 10600 м и 1150 км.
ITALIAN CIVIL AND MILITARY AIRCRAFT. 1930~1945. By JONATHAN W. THOMPSON. - © AERO PUBLISHERS, INC. 1963. - Р.153 - 157.
Click to view
Click to view
Click to view
.