История жива, пока живет память. Прошлой осенью похоронил свою бабушку. И вдруг понял что история уходит вместе с теми, кто помнил о ней.
На поминках сидели с ее младшей сестрой Надеждой, перебирали кто что помнит, как жили. Смотрели фото. Конечно самые яркие воспоминания были о войне. Семья была военная: дед был артиллеристом, служил в ПВО . Старший брат бабушки, Петр окончил перед войной танковое училище. А младший Алексей пошел в летное. Это он на снимке справа.
Моя бабушка Анна Елисеевна Денисова родилась в 1922 году. Война застала ее с моей мамой на руках, которой было 2 года.
Немцы подошли к Туле очень быстро. После взятия Орла наших войск почти не было. Деда в тот момент не было в городе. И тогда они, поддавшись панике, решили с моей прабабушкой и маленькой мамой уйти в деревню. Но на половине дороги им встретились отступавшие части. Которые подивились такой глупости, и забрали женщину с ребенком в машину и увезли обратно в Тулу. А прабабушка Люба не пошла - у нее добро в сундуке было. Ну, как то ушла потом.
Бабушка Ана Елисеевна . 1939 год.
Правда с другой бабкой, сестрой деда вышло еще забавней. Она ушла в деревню к родне, а там уже немцы. Точнее венгры с итальянцами. Еле ушла. И главное все это происходило на растоянии 30 км от города.
Впрочем что говорить, кто был в Туле тот видел где была линия фронта - практически в городе была. Артиллеристы из училища стреляли прямо с территории. Как устояли непонятно! Город держали рабочие полки. Танки били из зениток. Город был почти в кольце - даже единственная линия электропередач из Каширы и та шла через оккупированную территорию. Не занятой оставалась только дорога на Москву. Отстояли.
Однажды ночью в дом в Красноглазовском переулке постучал мальчишка, и передал записку. Петр стоял с эшелоном на вокзале 2 дня. Его полк отступал от границы. Практически оттуда, с вокзала развернулись и пошли в бой. Петр служил в разведбатальоне. Его танк сгорел во время разведки под Венёвом. Кажется его могилу нашел мой двоюродный дядя Виктор Петрович, его сын. Фото его пока не нашел, хотя у дяди то они точно есть. А фото Алексея нашлись.
Брат Алексей поклялся отмстить фашистам, пошел в летное прямо после школы. Служил в морской авиации Балтфлота. Летал на торпедоносце. Это почти без шансов. В 1944 году его самолет он не вернулся на базу. Так и числится он до сих пор пропавшим без вести.
Дед Алексей 2й справа в среднем ряду.
В летном училище на Балтике. Дед Алексей 3й справа. (Что за самолет? Кто знает?)
Вспомнила баба Надя как ее 17 летней девчонкой послали копать проитвотанковые рвы , и как во время налета осколками ранило девочку рядом. Вспомнили и то, как зимой 41-го в город пришли сибиряки в красивых белых тулупах. А потом как в Туле на месте аэровокзала стоял полк Нормадия-Неман. И как за французами бегали мальчишки, пока полк не улетел на запад, в сторону своей родины.
Нелегкое время досталось этому поколению. Но они жили, любили, умирали. Они творили историю, как сегодня ее творим мы. Но память жива. Значит они прожили не зря.