Наконец я добрался до
Коммунарки - спецобъекта НКВД, на котором было уничтожали "врагов народа" с 1937 по 1945 .
Коммунарка - бывшая дача Ягоды, которая после его ареста была передана под расстрельный полигон, поскольку соседний полигон в Бутово перестал справляться. Всего
по оценкам Мемориала тут покоится прах от 10 до 14 тысяч человек. Это сравнимо с тем, сколько погибло в Бухенвальде с 1937 по 1943 год. Объект до 1999 года принадлежал ФСБ, тут планировали создать мемориал, да так и ничего и не сделали. Вот что
писал сотрудник Мемориала Леонид Новак в 2000 году об этом (в статье фото 2000 года).
Вопрос о будущем рассекреченных спецобъектов, о создании там мемориалов памяти встал перед общественностью еще в начале 90-х годов. Московское правительство выделило деньги на создание проектов мемориалов жертвам репрессий на Бутовском полигоне и в "Коммунарке". Считалось, что наркомовская дача, места захоронений и вся территория должны стать единым музейным комплексом. Однако проекты так и не были реализованы, и спустя годы правительством России было принято решение о передаче спецобъекта - с глаз долой - в ведение Московской патриархии. В 1999 году премьер Евгений Примаков подписал соответствующее распоряжение. Патриархия же передала бывший спецобъект Свято-Екатерининскому монастырю. "Коммунарка" стала его подворьем, сейчас в доме Ягоды живут несколько иноков и иеромонах. Опыт Бутовского полигона, также переданного церкви, показал, что церковная община не занимается увековечением памяти и не заботится о захоронениях. Новейшая же история Свято-Екатерининского монастыря не дает надежды, что память расстрелянных будет увековечена: на территории этого монастыря в Видном располагалась одна из самых страшных пыточных тюрем НКВД, но память о погибших там не увековечена.
С того времени тут построили храм, достраивают воскресную школу, поставлен еще один поклонных крест. Ну вот еще сегодня тут меняли ворота на новые. Ну а могилы...
Памятник у входа стоит с прошлого года. Рядом поклонный крест. Тут же вокруг креста родственники как могут пытаются оставить память о погибших тут.
Такие бумажки и табличики развешаны по всему объекту. Но есть несколько каменных памятников. Недалеко от входа памятник от правительства Монголии. Т
еррор после установления советской власти в Монголии был страшный. Судили их и расстреливали в СССР, несмотря на то, что это были граждане другой страны.
Правительство Якутии установило тут памятник своим землякам.
Последний из установленных каменных памятников - памятник прокурору Москвы. Судя по годам работы машина уничтожения начала пожирать самоё себя.
Территория скорби
Остальные "памятники" - это бумажки и таблички прикрепленные стволам. Наверное чуть ли не на каждое дерево тут могла быть прикреплена табличка. Многие бумажки уже размокли и выцвели и от этого особенно тоскливо. Местами лес перекопан. То ли это остатки траншей, то ли следы раскопок 90х. Говорят тут до сих пор можно найти кусочки колючей проволоки на стволах которыми обозначали ямы и следы пуль в деревьях (жаль не догадался поискать и сфотографировать).
Территорию до сих пор огораживает колючая проволока.
Дом Ягоды. Долгое время тут была домовая церковь.
На территории стоят столбики обозначающие газопровод высокого давления. Видимо закопан был давно, но когда копали… тут же везде кости должны быть?
Фрагмент карты со стенда (как назло перед ним стояла машина, потому не весь). Единицами обозначены места захоронения.
Церковная жизнь
Жизнь тем не менее идет. в 2007 году построили храм во имя Новомучеников и исповедников Российских. Батюшка как может старается. Но строг. Спросил его как пройти к пруду - он сказал что туда ходить не благословлено. Пришлось идти без благословления. К тому же в том углу были расстреляны сплошь коммунисты.
Построили новое здание воскресной школы. Будут учить детей тут закону Божьему, наверно. Странное место для воскресной школы.
У запретного пруда идилия осенней поры.
За домом Ягоды пасека. Мёд тут собирают и, наверное, будут угощать им детей в воскресной школе.
Интересно сладок ли мёд с расстрельной пасеки?