В связи с вводом станции метро Ховрино (о которой я возможно напишу отдельно), решил внимательно разобраться с длиной выросшей Замоскворецкой линии в Москве. Речь не только о новом участке, но и о существовавшей ранее линии от Речного вокзала до Алма-Атинской. Помимо пикетов станций, использовались следующие источники:
а) эксплуатационные схемы с длинами перегонов,
б) строительные схемы с длинами перегонов,
с) строительные схемы с указанием неправильных пикетов.
Как всегда, последний тип источников оказался самым надежным и безошибочным, но к сожалению был доступен только для новых перегонов: Ховрино - Речной вокзал и Красногвардейская - Алма-Атинская. Схемы с указанием неправильных пикетов позволяют получить самые точные цифры, которые выдерживают все проверки и объясняют цифры в других источниках, а также позволяют найти ошибки в них. В каждом случае за точную эксплуатационную длину принималась полусумма точных длин двух путей, каждая из которых подсчитывалась с учетом неправильных пикетов по соответствующему пути. В результате эксплуатационные длины обоих перегонов теперь известны с точностью до сантиметра, и я за них в общем и целом ручаюсь.
Для участка Автозаводская - Коломенская имеется строительная схема с длинами перегонов. Как правило, подобные схемы указывают только длину правого пути, и иногда на них бывают ошибки. Но в данном конкретном случае все вроде бы хорошо и безошибочно.
Самым же паршивым источником оказались эксплуатационные схемы от метрополитена. Более одиозных и нелепых ошибок с цифрами я не видел нигде. Ради примера: Расстояние между осями Театральной и Новокузнецкой указано в 1097 м, при том, что кратчайшее расстояние по прямой между ближайшими вестибюлями этих станций (южного Театральной и северного Новокузнецкой) элементарно измеряется по картам Гугла или Яндекса и составляет около 1700 м. То есть на деле между центрами станций что-то порядка 1900 м, что подтверждается и разностью пикетов этих станций. Ну вот как можно потерять на рабочей схеме линии почти километр (!) на одном только перегоне? И таких очевидных серьезных ошибок я нашел по крайней мере четыре на одной только Замоскворецкой линии. И по этим схемам работает Московский метрополитен! "Ну, подумаешь, километр потеряли там и сям, какая на фиг разница?" Просто позор какой-то...
В результате участки Речной вокзал - Автозаводская и Коломенская - Красногвардейская пришлось считать по пикетам, как и прежде, поскольку бог знает, сколько еще косяков на этих эксплуатационных схемах, и веры им ровно нуль. Да и правильные расстояния на эксплуатационных схемах явно высчитаны по пикетам. Если с участком Коломенская - Красногвардейская проблем из-за такого подсчета не предвидится (поскольку он достаточно новый, и в 1960-х и 1980-х годах с соответствием длин и пикетажа все обстояло хорошо), то с участком Речной вокзал - Автозаводская все еще остаются некоторые вопросы, особенно в районе Тверской.
Ладно, эмоции об ужасных источниках и "гениях", их составивших, в сторону, перехожу к результатам. Избавляя читателя от ненужных деталей подсчета (которые готов представить интересующимся), приведу лишь окончательные цифры:
Ховрино - Речной вокзал: 2940.72 м
Речной вокзал - Автозаводская: 20984 м
Автозаводская - Коломенская: 3360.50 м
Коломенская - Красногвардейская: 12601 м
Красногвардейская - Алма-Атинская: 3061.25 м
ИТОГО: эксплуатационная длина Замоскворецкой линии = 42.947 км
Цифра эта теперь очень надолго, поскольку дальнейшие продления этой линии на данный момент вообще не планируются.
Ну, и как всегда для комплекта полная разбивка эксплуатационных длин по линиям для Москвы:
Сокольническая линия - 22 станции - 32.646 км
Замоскворецкая линия - 23 станции - 42.947 км
Арбатско-Покровская линия - 22 станции - 45.083 км
Филевская линия - 13 станций - 14.882 км
Кольцевая линия - 12 станций - 19.260 км
Калужско-Рижская линия - 24 станции - 37.904 км
Таганско-Краснопресненская линия - 23 станции - 42.293 км
Калининско-Солнцевская линия - 8 + 5 станций - 16.265 + 9.802 км
Серпуховско-Тимирязевская линия - 25 станций - 41.470 км
Люблинско-Дмитровская линия - 20 станций - 33.467 км
Каховская линия - 3 станции - 3.368 км
Бутовская линия - 7 станций - 9.977 км
МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН - 207 станций - 349.364 км
Монорельс - 6 станций - 4.697 км
МЦК - 31 станция - 54.032 км
Замоскворецкая линия вышла на второе место по протяженности после Арбатско-Покровской. Протяженность же Московского Метрополитена вплотную приблизилась к 350 км. Замечу, что в эту цифру не входят монорельс и МЦК. С ними же уже больше 400 км.
Все таблицы статистики были обновлены соответствующим образом:
Разбивка по линиямСводная англоязычнаяСводная русскоязычнаяИз последней наконец убрал столбец с тарифами, поскольку меня задолбали комментарии в духе: "В городе Х стоимость проезда отличается от указанной в таблице!", при всем при том, что народ напрочь отказывается смотреть на строку "по состоянию на".
Следующими пусками в Москве станут участок Парк Победы - Петровский парк на Солнцевской линии и участок Петровско-Размовская - Селигерская на Люблинско-Дмитровской линии. По второму из них все точные цифры есть, а вот с первым еще придется попотеть...