May 16, 2013 23:50
На днях посмотрели The Room, такой фильм 2003 года. Он вечно мелькал в списках типа "худшие фильмы всех времён" и пр. Честно говоря, я и не ожидал, что буду так впечатлён. Все сравнения с "Планом 9" совершенно оправданы, кино совершенно чудовищное, чем и привлекательно. И харизма у создателя хоть куда. Хочется сказать, что со времён Вуда так никто не снимал, но это вряд ли. В общем, жаль, что ситком у него сделать пока не получилось.
==
Кажется, я наконец-то нашёл себе полный комплект симфоний Бетховена. До сих пор я с удовольствием слушал только Райнера, но тот полного комплекта не записал (или, по крайней мере, оного мне никогда не попадалось), и, что особенно неприятно, там отсутствовала восьмая симфония. Опять же, я хотел аутентичного исполнения. Арнонкур мне когда-то сильно не понравился (впрочем, это было давно; я бы переслушал, но не нашёл его нынче в сети), комплект Иммерселя я невзлюбил сразу же, как только услышал бешеный темп в начале шестой симфонии, и т.д. И вот, с неделю назад я нашёл второй, "живой" комплект Брюггена, и проникся. Вообще-то я, стыдно сказать, не слишком хорошо ориентируюсь в этой музыке. Я ведь всё больше по музыке для инструментов соло, или для небольших составов. А в оркестровых произведениях я быстро теряюсь, и даже сравнивать записи мне тяжело - после трёх-четырёх прослушанных вариантов возникает неприятное чувство, как будто ориентироваться в музыке совершенно не на что.
Как бы там ни было, я надеюсь, что по брюггеновскому комплекту смогу, наконец, получить полноценное погружение в эту музыку. Теперь осталось найти невозможное - комплект органного Баха, чтобы был аутентичным, но чтобы при этом исполнитель имел смелость отказаться от pleno в BWV 686, BWV 552/2, и вообще играл мягче, без привычного радостного грохота. Собственно, можно было бы даже искать не интеграл, потому что баховские органные прелюдии и фуги меня, по большей части, не особенно интересуют. Как бы там ни было, пока подходящих записей мне не попадалось.
==
А ещё я на этой неделе ехал в метро, очень уставший и расстроенный, и в какой-то момент в голове само собой заиграло начало шубертовской соль мажорной фортепианной сонаты. По мере того, как я вспоминал и продолжал слышать эту музыку, она успокоила меня, но пришло новое неприятное чувство - несоответствия. Я не знаю, искреннее ли это ощущение, или лицемерие, которое я сам не осознаю как таковое, но в Шуберте было что-то совершенно не от... "не от нашего времени" звучит ужасно пошло, но только так я и могу это сформулировать. Похожие чувства я испытывал пару месяцев назад, когда переслушивал клавесинные записи французской музыки 17 века, Шамбоньера - было очень странно возвращаться с таких улиц, в такое жильё, и слушать таким образом именно такую музыку. (В этом предложении "такое" - это вовсе не негативный эпитет, конечно.) Может быть, это просто реакция социального животного на собственные предпочтения и рефлексы, которые не слишком разделяются сородичами. Одно дело, если речь о предпочтениях в количестве сахара в чае, но когда эти предпочтения и рефлексы играют настолько большую роль в жизни, насколько музыка и искусство играют в моей, может быть, отсюда... Но тогда это какой-то снобизм, и совсем неприятно, что во мне это есть.
Может быть, это чувство истории (а я-то думал, что пошлее уже некуда...). Если попробовать в аналогичной ситуации услышать в голове гениальный отекровский Exai этого года, то несоответствие вполне объяснимое - это просто, раз уж я тут сыплю пошлостями и пафосом, дверь в другой мир. А в случае Шуберта воспринимаешь его не только как такую дверь, но ещё и как часть культурного контекста.
лытдыбр,
классическая музыка,
кино