Семинар шихана Фуджимаки и сокрытое в кофейной листве. Часть I.

Apr 26, 2019 20:45

Я стою у окна на втором этаже Университета Физической Культуры Ханумана. За моей спиной ребята, пришедшие на тренировку заранее, отрабатывают броски айкидо. Из окна открывается вид на башни Shree Sanatan Hindu Mandir - большой индуистский храм в старом центре Дар-эс-Салама. С характерным хлопком ладонью о татами кто-то за моей спиной в очередной раз падает после броска чтобы тут же подняться и продолжить атаку. Почти одновременно с броском в индуистском храме на против брахман звонит в колокол, и я вдруг вспоминаю самый известный коан дзен: "Как звучит хлопок ладонью одной руки?". Ответ приходит моментально:"Конечно, как хлопок ладонью о татами после броска".



За моей спиной единственное в Танзании айкидо додзе, расположенное на втором этаже Университета Физической Культуры Ханумана, перед моими глазами самый большой в Дар-эс-Салме индуистский храм, уке опять падает на татами с характерным хлопком, брахман в храме напротив еще раз звонит в колокол, и я понимаю, что моя история, начавшаяся когда-то в Индии, продолжается...



Кисуту - самый центр Дар-эс-Салама, район застроенный когда-то выходцами из Индии, уже несколько поколений которых живут в Танзании и являются ее гражданами. Самые старые дома, судя по табличкам на них, были построены в начале 30-ых годов XIX века. Но таблички есть далеко не везде, так что скорее всего, строительство началось значительно раньше.



Сейчас старые особняки соседствуют с современными небоскребами, в которых расположены отели, офисы, магазины или жилые квартиры. Все это смешение стилей и эпох создает совершенно ни на что не похожую атмосферу старого центра бывшей столицы Танзании.





В выходные район Кисуту почти вымирает, большинство магазинов и все офисы закрыты, днем на улицах почти никого, все прячутся от страшной африканской жары по домам или в тени, машин почти нет. В эти часы я обычно с удовольствием брожу по старым улочкам, разглядывая вывески, рассказывающие об индийском прошлом и настоящем старого центра Дар-эс-Салама.

















С наступлением темноты, жара немного спадает и улицы оживают. Выходцы из Индии: индуисты и мусульмане заполняют храмы и мечети, а чуть позже рестораны и уличные забегаловки по дешевле. Представители коренного черного населения Танзании открывают фруктово-овощные лавки вдоль дорог, собираются вокруг еще более дешевых ларьков с сигаретами и алкоголем, смотрят на установленных тут же телевизорах бесконечные футбольные матчи и очень громко выражают свои эмоции.



Запах благовоний доносящийся, из многочисленных индуистских храмов, расположенных в этом районе, смешивается с запахом жарящейся курицы тандури, индийских специй и фруктов, продающихся вдоль дорог.



Я люблю это район Дар-эс-Салама за его необычность, неповторимую атмосферу, интересную архитектуру и возможность самых неожиданных встреч и находок. Я люблю заглядывать в индийские лавочки, наполненные разными запахами и всеми необходимыми предметами культа, все это так сильно напоминает мне наши прогулки по Дели времен первых экспедиций "Кшатра", что такие визиты стали для меня уже необходимым и привычным ритуалом.



Я всегда останавливаюсь в дешевом, но достаточно аккуратном отеле Zakinn Hotel на Zanaki street. Это самый ценр небольшого района Кисуту. Институт Физической Культуры Ханумана, в котором проходят семинары, находится в трех минутах ходьбы от отеля.



Это мой четвертый семинар по айкидо в Танзании, семинары проходят пока только раз в год, первые три проводил шихан Канадзава (7 дан), в этот раз ожидаем шихана Фуджимаки, также обладателя 7 - ого дана Айкидо Айкикай.
Я пришел на утреннюю тренировку слегка заранее, чтобы размяться и ощутить удивительную атмосферу этого места. Бесконечное количество разрозненных мыслей об Индии и Африке, такой странной карме, йоге и боевых искусствах, о наших приключениях, возникает в моей голове, когда я смотрю из окна айкидо дозе, на индуистский храм.



Для разминки я сделал несколько своих любимых и очень простых последовательностей, составленных из асан йоги, не привлекая особого внимания тех, кто пришел еще раньше и уже отрабатывал техники айкидо. Надо признать, что в этот раз, я оказался достаточно ленив и не смог выгнать себя на утреннюю пробежку перед семинаром, как сделал это примерно года назад. С прошлого семинара у меня даже сохранилось короткое видео, дающее наглядной представление о пути с Занзибара в Дар-эс-Салам и о небольшом дозе на втором этаже Института Физической Культуры имени Ханумана.

image Click to view



Шихан Фуджимаки с молодым ассистентом (он уже приезжал два раза с шиханом Канадзавой, к сожалению, не помню имя и фамилию молодого мастера) появились в зале за 10 мин. до начала семинара, быстро переоделись, и закипела работа. Очень спокойная и даже слегка медленная разминка, повторение основных движений в кихон без партнера, отработка вариантов укеми и, конечно, начали с Дай Икке в парах. Все очень спокойно и обстоятельно. Шихан часто шутит по поводу своего плохого английского, извиняется за это, но при этом еще и намекает, что далеко не у всех из собравшихся английски хоть немного лучше. На семинаре человек двадцать, в основном это африканцы, есть несколько толстых и ленивых индийских детей, двое мужчин неопределенной арабской внешности, и один человек с удивительно знакомым лицом, которого я почему-то отношу к выходцам из Южной Америки. Все очень спокойно и даже слегка замедленно, за первые два часа успеваем разобрать всего 4 базовых техники.



По сравнению с Канадзавой, который показался мне просто вихрем энергии, Фуджимаки выглядел более спокойным, но при этом, не менее требовательным. В очередной раз я увидел, что работа с партнером в айкидо выстраивает тело не хуже, чем асаны йоги. Отработка - выстраивание - корректировка - отработка - вот такая ежедневная дисциплина создает мастера. Какая сила выстраивает тело и технику в айкидо? В первую очередь - сила тяжести... своя и партнера. Какая сила выстраивает столбы в ицюань - в первую очередь сила тяжести, какая сила выстраивает асану в йоге? Во всяком случае, для начала это точно сила тяжести. Чтобы увидеть нюансы этой работы и стоит ходить на семинары мастеров. И когда возникает, хоть малое ощущение отстроенности, возникает соответствующее ощущение равновесия... и вопросы о том "работает айкидо или не работает?" отпадают.







После окончания утренней тренировки тот самый "выходец из Южной Америки с удивительно знакомым лицом" подошел ко мне и начал с вопроса:
- Привет, я видел, ты занимаешься йогой?
- Немного...
- Мигель!- представился он.
- Вадим !- ответил я.
- Откуда ты ? - продолжил он закономерным вопросом, с помощью которого начинают разговор экспаты по всему миру.
- Я с Занзибара - ответил я, прекрасно понимая, что у первого вопроса будет продолжение, и не дожидаясь его, добавил:
- Вообще я из России, но последние шесть лет живу на Занзибаре.
- А ты? - ожидаемо продолжил я.

Выяснилось, что мой собеседник из Бразили, но тоже живет на Занзибаре последние три года (вот откуда мне показалось знакомым его лицо). На Занзибаре он открыл кофейню с настоящим бразильским кофе и настоящими бразильскими методами его заварки. Я, конечно, знал это место, и даже пару раз был в нем, но Мигеля в эти дни в кофейне не видел.



Везти кофе из Бразили в Африку, где своего кофе навалом, открывать кофейню там, где кофейни на каждом шагу - все это показалось мне более чем странным. Но, наш разговор складывался на удивление легко и я спросил, не откладывая в долгий ящик:
- Бразилец на семинаре по айкидо в Африке - это, как минимум очень странно?
- Ну, не более странно, чем русский, живущий на Занзибаре, на семинаре по айкидо в Африке - парировал он.
- Не согласен - ответил я
- Почему?
- Очень просто - с воодушевлением начал я - для современных поклонников единоборств Бразилия - это как Шаолинь лет 20-25 назад, но если к Шаолиню теперь относятся, в основном, как к туристическому аттракциону, то в эффективности бразильского подхода к единоборствам ни у кого нет сомнений. Капоэйра захватила весь мир и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие любительской гимнастики, трикинга и прочих методов подготовки к единоборствам, популярность которых только растет, например, Ginastika Natural, IDO PORTAL, Budokon, все бесконечное разнообразие ANIMAL MUVEMENTS и много чего еще. Плюс, конечно, Бразильское Джиу-Джитсу, Vale Tudo и первые бои без правил. Наконец, бразильское Мачида карате и кекушин Франческо Филио.
- А ты неплохо осведомлен - улыбнулся мой новый знакомы. - Продолжай!
- Так вот, именно поэтому и удивительно, что бразилец - выходец из страны, где ко всему боевому супер практичный подход, пришел на семинар по Айкидо в Африке. В прикладную ценность айкидо сейчас ведь никто из практиков не верит...
- Ну да, ну да... но, понимаешь, у меня первый дан по айкидо, не слишком высокий уровень, но достаточный для того, чтобы что-то начать понимать...
Я с еще большим удивлением и интересом взглянул на Мигеля. На семинаре я как-то не особенно обращал на него внимание, видел что он делает все достаточно уверенно, в парах нам постоять не удалось, а черных штанов или хотя бы черного пояса на нем не было.
- Понимаешь, когда я собирался на Занзибар три года назад, я не нашел в интернете никакой информации об Айкидо на Занзибаре или в Танзании, поэтому хакаму я не взял, захватил только мое BJJ - ги и свой черный пояс по джиу-джитсу, думал пригодиться в занзибарском Кодокане, но я оказался настолько занят развитием нашего кофейного бизнеса и еще одним делом, что в Кодокане еще ни разу не был.

- То есть ты еще и черный пояс по БЖЖ? - Не без зависти пробурчал я... - Тогда вообще не понятно зачем тебе айкидо, ну или наоборот, вполне понятно...

На мое последнее многозначительное замечание Мигель никак не отреагировал, но предложил где-то вместе перекусить и продолжить беседу, тем более, что времени до вечерней тренировки было у нас предостаточно. Немного побродив по индийским улочкам района Кисуту, мы зашли в самый старый в Дар-эс-Саламе китайский ресторан.



Я был явно в приподнятом настроении от осознания того, что русский и бразилец, живущие на Занзибаре, познакомились на семинаре по айкидо и пришли в китайский ресторан поболтать на мою любимую тему о боевых искусствах.

- Слушай, так как же так все-таки получилось, что черный пояс по БЖЖ за три года так ни разу и не посетил занзибарский кодокан? Ребята там действительно сильные, настоящий японский сэнсэй и лучшие в Танзании условия для тренировок по дзюдо.
http://yoga-warrior.ru/media/publikacii/vozmozhnost_ostrova_ili_rasskaz_nastoyawego_revolyucionera/

Мне действительно казалось это странным и я даже подумал, уж не выдает ли себя мой новый знакомый за того, кем не является на самом деле. Ну и кроме всего, мне конечно хотелось как-то обязательно дать знать собеседнику, что совсем недавно, я получил черный пояс по дзюдо из рук сэнсэя Шимаоки.
https://yogawarrior.livejournal.com/49380.html

-Да, да, я знаю про кодокан и даже знаю, что один мзунгу, впервые в истории занзибарского дзюдо получил у них черный пояс, - сказав это, Мигель обезоруживающе улыбнулся и взглянул на меня.

В моей голове возникло еще больше вопросов. Не дожидаясь, пока я их озвучу, Мигель продолжил рассказ...

- Понимаешь, я оказался очень занят на Занзибаре. Помимо бизнеса времени хватает только на йогу по утрам, редкие пробежки, ну и иногда я танцую капоэйру с друзьями на пляже перед Afrika House, как раз местные капоэйристы и рассказали мне, что есть один мзунгу, который занимается дзюдо в Кодокане. Кроме того, я занимаюсь тут еще одним делом и мои интересы находятся сейчас слегка в стороне от борьбы.



Я оказался в очередной раз несколько удручен свалившейся на меня информацией. Мой собеседник кофейный бизнесмен из Бразилии: черный пояс по БЖЖ, черный пояс по айкидо, занимается йогой и танцует капоэйру по вечерам...

- Послушай - максимально весело попытался сказать я. - Я всегда не доверял людям, которые обладают серьезными достижениями в различных областях...
- Ну, во первых, у меня нет особых достижений - ответил Мигель. - А во вторых мне повезло, я из семьи, которая в нескольких поколениях занимается выращиванием кофе (у нас несколько плантаций), отец и дед занимались BJJ потому-что они могли себе это позволить и при нашем доме был небольшой додзе, йога и BJJ, как ты знаешь, часто практикуются вместе, капоэйру танцуют все бразильские мальчишки, а вот черный пояс по айкидо - это моя личная инициатива. Айкидо учит использовать силу противника против него самого, и Хелио Грейси говорил примерно то же самое, т.е. Айкидо и BJJ это такие разные и поздние побеги на дереве старого джиу-джитсу, которые говорят об одном и том же, но разным языком...

Мы еще немного поболтали о разных интересующих нас вещах, нашли общих знакомых и поняли, что оба интересуемся примерно одним и тем же...

Близилось время вечерней тренировки под руководством шихана Фуджимаки, нужно уже было двигаться в сторону додзе, но мне хотелось задать моему собеседнику еще один вопрос, который почему-то не давал мне покоя, и я решился.
- Слушай, Мигель, а могу я спросить, чем еще ты занимаешься на Занзибаре? Ты упоминал как-то раз об одном деле, но не сказал ничего конкретного.
Мигель внимательно посмотрел на меня и, помолчав немного, ответил:
- Понимаешь, я приехал на Занзибар искать истоки капоэйры...

Сказать, что я был удивлен - это не сказать ничего...

- Капоэйры, которую мы получили в моей семье. - Есть у меня одна интересная история, может быть расскажу тебе завтра...

И мы наконец-то вышли из китайского ресторана и направились по старым индийским улочкам района Кисуту в Институт Физической Культуры Ханумана.



Вечерняя тренировка была посвящена практически только одной технике - Ирими-наге в ее разнообразных вариантах. На этот раз мне удалось постоять в паре с Мигелем и убедиться в том, что он действительно обладает серьезными навыками в боевых искусствах. После тренировки, быстро переодевшись и сославшись на то, что у него какая-то важная встреча, Мигель попрощался, предложив продолжить наше общение завтра.





Я был рад возможности побродить в одиночестве по вечернему Кисуту, размышляя о сегодняшней встрече. Фраза Мигеля о том, что он приехал искать истоки его семейной линии капоэйры на Занзибаре будоражила мое воображение. Добравшись до своего номера в Zakinn Hotel, я заказал простой ужин и погрузился в интернет, сравнивая некоторые даты.

С VII века на побережье Восточной Африки началась исламская экспансия. Султан Шираза основал такие города как Ламу, Момбаса, Килва и Занзибар.
Унгуджа Уку (старый Занзибар) был известен уже в VIII веке как центр, связывающий торговые пути между Аравией, Индией, Китаем и Восточной Африкой. ( Я вспомнил, как пытался добраться до самого места Унгуджа Уку, нашел указатель, говорящий о том, что за поворотом находятся развалины старой столицы Занзибара, но сама территория оказалась огорожена и обозначена как территория какой-то военной части, куда проезд и проход, конечно, запрещен. Интересно, что скрывают от туристов грозные занзибарские военные?).
Прибыв на остров в 1498 году Васко да Гама обнаружил на нем не дикарей, а развитую торговую систему, которая к тому времени функционировала уже по меньшей мере тысячу лет. Чтобы "открыть" путь в Индию, португалец нанял оманского лоцмана, Ахмеда бен Маджида, который и вел его корабли.
Португальцы господствовали на побережье Восточной Африки в течении 200 лет, а затем были полностью изгнаны оманцами, которые начали свои набеги на побережье примерно в 1650 году.
Оманские султаны начали развивать работорговлю, сначала рабы были нужны на самом Занзибаре для работы плантациях специй. Постепенно Занзибар стал крупнейшим центром работорговли в Восточной Африке.
К 1800 году каждый год с материка на Занзибар привозили и продавали на рынках около 8000 рабов.
В 1840 году султан Саид перенес столицу Омана на Занзибар и провозгласил себя "султаном Занзибара и Омана".
К 1850 году Занзибар ежегодно получал до 15 000 рабов со всех концов Восточной и Центральной Африки, от Анголы до Южной Эфиопии.



1833 год. - запрет работорговли в Британской империи, после этого на Занзибаре работорговля продолжалась еще примерно на протяжении 40 лет.
1850 году в Бразилию был официально запрещен ввоз рабов, но на протяжении еще почти 40 лет работорговля продолжалась нелегально.
1888 год - отмена рабства на территории Бразилии.
1892 год - официальный запрет капоэйры первой конституцией Бразильской Республики.
1932 год - Местре Бимба открывает первую в истории официальную школу капоэйра.
1941 год - Местре Пастинья открывает "Академию "Капоэйра Ангола".

Плюс к этому, просмотрев несколько статей в интернете, касающихся истории капоэйры, я решил что достаточно хорошо подготовился к завтрашней беседе с моим новым знакомым и довольный собой лег спать.

Я и не подозревал в тот момент, что история, которую я услышу завтра окажется куда более неожиданной и захватывающей и свяжет воедино те на первый взгляд разрозненные факты и практики, которые занимали мое внимание последние 6 лет на Занзибаре.



Продолжение следует...
Previous post Next post
Up