"Язык мой - враг мой" (в свете евангельских заповедей)

Feb 13, 2014 17:11

Замечательные слова Антона Павловича Чехова слышал каждый школьник: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»... Конечно же, такое высокое понятие о человеке исходит из Евангелия, в котором Бог наш Иисус Христос объясняет своим ученикам, что душа бессмертна и уготована для Царствия Небесного, в которое не войдет ничто нечистое. Душу необходимо беречь от всякого рода осквернения посредством зрения ли, слуха или произнесения неприличных слов. Ведь всё, что мы видим, слышим, говорим - отпечатывается в нашей душе, запоминается ею, живет там и изменяет её. В послании апостола Павла к Ефесянам говорится: «Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставило благодать слушающим». Как редко в наше время можно услышать добрые слова даже в общении с друзьями, родными, а порой и между людьми, считающимися христианами. И вместе с тем, количество гнилых слов из года в год растет, а употребляющие их всё моложе и моложе.

Человек стал добровольным рабом греха, рабом беса, нечистого духа. Закоренелые в грехе люди живут этим духом нечистым и делают то, что велит им этот дух, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Если в сердце мир, то и слова мирны, чисты, рассудительны. А от гнилого сердца и гнилые слова и злые помыслы. Вот почему апостол Павел предупреждает: «Не обманывайтесь: ни блудники..., ни мужеложники, ни воры,... ни пьяницы, ни злоречивые... - Царствия Божия не наследуют»! Обратим внимание: «ни злоречивые»! Это в том числе те, кто изрыгает гнилые слова, ибо эти слова особенное зло, привычка говорить о других обидные, унизительные слова, которых очень много накопилось в русском языке: урод, олух, болван, кретин и т.п. Иногда случается так, что делая антирекламу определенной вещи, мы тем самым её рекламируем. До сих пор неизвестно, почему ребенок, который никогда не воровал, после просмотра христианского видеофильма о мальчике-воре, который покаялся перед Богом, становится на путь преступности. Поэтому будем осторожны! Может случиться такое, что ученик, услышав от вас плохое слово на уроке ли, дома - станет употреблять его открыто и без зазрения совести, ведь так говорил взрослый человек. А то, что учитель пояснил, что оно плохое, как правило, забывается.

На эту тему в Евангелии сказано определенно: «Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». «Слово рака, по объяснению переводчиков Евангелия на славянский и русский языки, означает: пустой человек. Иоанн Златоуст говорит, что слово это «выражает только некоторое презрение или неуважение со стороны того, кто его произносит. Подобно тому, как мы, приказывая что-нибудь слугам и другим низкого состояния людям, говорим: пойди ты туда, скажи ты тому-то; так точно и говорящие сирским языком употребляют слово рака вместо слова ты». Словом безумный называли не только глупого, но и нечестивого, бессовестного человека. Епископ Михаил (Лузин, 1830-1887) говорит, что у древних мудрость означала не столько просвещенный ум, сколько благочестивую жизнь; поэтому безумием или глупостью называлось и нечестие, а безумными или глупыми - люди порочные, безнравственные. Геенной огненной называлась долина Генномова, находившаяся близ Иерусалима, к юго-западу от него. Когда евреи предавались идолослужению, то в этой долине совершались отвратительные служения Молоху (4 Цар. 16, 3; 2 Пар. 28, 3). Этот, сирский идол был медный, с телячьей головой; руки его протянуты были так, как бы готовы были принять кого-либо. Ему приносили в жертву детей: зажигали внутри идола огонь, и когда идол раскалялся, то бросали ему на протянутые руки детей, которые в страшных мучениях умирали. Чтобы заглушить стоны сжигаемых живьем детей, евреи громко кричали и шумели, употребляя при этом и различные инструменты. После плена вавилонского, окончательно отстав от идолопоклонства, евреи получили отвращение и к месту прежнего идолослужения; но, дабы усилить это отвращение, стали свозить туда из Иерусалима нечистоты и трупы остающихся без погребения; там же совершались иногда и смертные казни; воздух в этой долине был так заражен, что для очищения его там постоянно горел огонь; поэтому место это стало страшным и отвратительным; оно прозвано долиной огненной и служило образом вечных мучений грешников. Разные степени гнева имеют свои последствия. Слова: суд, синедрион и геенна огненная употреблены Иисусом не в буквальном их смысле, но для более удобопонятного обозначения последствий различных степеней гнева. Кто гневается на брата, не высказывая еще ничем своего гнева, тот уже совершает грех, влекущий за собой осуждение, ответственность перед Богом; но кто в гневе своем обнаружит презрение к брату, тот совершает тяжкий грех и подлежит большей ответственности, а кто настолько разгневается, что оскорбит брата своего, тот совершает еще более тяжкий грех и подвергнется за то в будущей жизни такому наказанию, которое можно сравнить с осуждением здесь на постоянное пребывание в долине огненной». (Толкование Евангелия. Б.И Гладков).

В нашем обществе всегда ценились и ценятся люди образованные, культурные, способные без всякого рода сорных и неприглядных слов излагать свои мысли. Мы воспитываем детей, с ясельного возраста прививая навыки культуры поведения и общения со взрослыми и сверстниками. Нелишне задуматься и о том, что в известном словаре Владимира Даля смысл слова «культура» толкуется как «обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное». Культура таким образом, есть не что иное, как миссия. Размышляя об этом, архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) в эссе «Что такое культура» из книги «Беседы с русским народом», напишет: «Истинная культура есть связь человека с Творцом».

К слову, Страшный Суд является именно по той причине, что судить нас будут по нашим страстям. Вот и получается, что, бросив в чей-то адрес незамысловатое, на первый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам неподвластен. Вспомним слова, сказанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7,1-2). Вот и получается, что адресованное ближнему как бы невзначай расхожее грубое словцо на деле оборачивается проклятием, обращенным... к самому себе!

Хорошо бы отправить все плохие и обидные слова на костер, чтобы они сгорели дотла и больше никогда не появлялись в нашей речи, даже для примера, как не надо говорить.

воспоминания, сочинения

Previous post Next post
Up