2 сентября отмечал день рождения Валентин Гафт (1935-2020), актер, известный не только ролями, но и эпиграммами на коллег.
К эпиграммам Гафта у меня отношение прохладное. При первом чтении (а это год 1993), я решил, что любимый актер выложил на суд глотателей газет кулуарные примочки. Есть же такой жанр «капустник», как правило, теряющий прелесть при выходе на большую сцену.
Часть эпиграмм вообще не лезла ни в какие ворота, оскорбляя известных актрис. Допускаю, Гафту не глянулась их игра, ну так обсуждай игру, а не личную жизнь.
Главное, - от меня ускользал смысл выхода Гафта на широкую публику с такими произведениями. Зачем?
Все стало ясно, да не совсем, когда Гафт поведал следующее:
«Вы знаете, однажды я разрешил одному приличному человеку сделать это, и мы напечатали книжку. Открываю - а там, боже мой, мне приписывают такое! Плохие, нехорошие эпиграммы, обидные - например, про Ирину Муравьеву. Это не мое! Эпиграмма - серьезная тема».
Простите, не понял. Актер что же не предоставил материал, разрешая приличному человеку печатать всякую хрень под шапкой Валентин Гафт, и только имея дело с готовой книжкой спохватился?
А вообще ситуация при которой ловкие кооператоры печатали все что хотели и как хотели, без корректуры и согласия автора, была в начале 1990-ых вполне возможна. Автор мог обнаружить свою книжку уже на лотке и подивиться, сколько чужих стихотворений ему приписали. Вброс произошел, пошли перепечатки, ошибки множились, интернет подоспел.
Гафт стал одним из главных представителей жанра эпиграммы. Тут-то и проявилась обратная сторона славы. Это как с розыгрышем, - не знаешь чей, скажи Никиты Богословского. Не знаешь, чья эпиграмма на актера, значит, Гафта.
С МИХАИЛОМ БОЯРСКИМ В ФИЛЬМЕ "ТАМОЖНЯ"
Каким же эпиграммам Гафт отказывал в своем авторстве? Да чуть ли не самым ходовым. На их фоне эпиграмма про Ирину Муравьеву, кстати, вполне приличная.
В искусстве для тебя теперь раскрыты двери
И зря твердит молва: «Москва слезам не верит».
Сыграла Ира очень натурально.
Еще чуть-чуть и будет гениально.
А вот другие эпиграммы, от которых Гафт отказывается, действительно, зубодробительные. По его словам он никогда не сочинял «Мерзость про мушкетеров - «Прокакали, прокакали...», которая мне приписывается и в которой Боярского называют «хриплым евреем». Я в жизни таких слов не произносил, это пишут за меня. Я читаю и думаю: боже мой, если бы я это про себя услышал!»
Здесь Гафт в своем сознании смещает две эпиграммы, - на фильм в целом, и на Боярского в роли Дартаньяна персонально.
На фильм в целом:
Пока-пока-покакали
На старого Дюма.
Нигде еще не видели
Подобного дерьма.
На Боярского:
Зачем ты Миша, так орешь,
Давно ограбленный еврей?
Ты Дартаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты - плебей.
ВАЛЕНТИН ГАФТ В ФИЛЬМЕ НИКИТЫ МИХАЛКОВА "12"
Открещивался Гафт и от разошедшегося по помойкам интернета«Россия! Чуешь этот страшный зуд? Три Михалкова по тебе ползут».
«Эта эпиграмма была написана в конце XVII века или, может, в начале XVIII века, но фамилия там была совсем другая. Она существовала до меня, и я к ней совсем не прикасался, даже не переделывал. Но из-за нее у меня были очень сложные отношения с Никитой»
Не знаю, что там насчет восемнадцатого века, но совершенно точно раньше гафтовской появилась эпиграмма приписываемая Ефиму Эткинду, Игорю Ринку (может и еще кому) на папашу и сына Воеводиных (сынок выступил обвинителем на процессе о тунеядстве Иосифа Бродского). В эпиграмме имеются незначительные разночтения, приведу лишь один из вариантов: «Дорогая Родина, чувствуешь ли зуд? Оба Воеводина по тебе ползут».
С ИЕЙ САВВИНОЙ В ФИЛЬМЕ "ГАРАЖ"
А что с эпиграммами от авторства которых Гафт не отказывался?
Добрый сатирик это оксюморон, хотя в СССР парадоксально существовал запрос именно на доброго сатирика, каковым пытался быть, скажем, Леонид Ленч (
ПОЧЕМУ ЗАБЫТ НЕКОГДА ИЗВЕСТНЫЙ ЛЕОНИД ЛЕНЧ?). Гафт, возможно, чувствовал себя не в своей тарелке, сталкиваясь с объектами своих сатирических стрел, таковы профессиональные издержки. Объясняясь по поводу эпиграммы на Ию Саввину, он говорил, раскрывая, тем самым, кухню писателя с въедливым талантом:
«Вот иногда есть хороший человек, но если ты про него не скажешь, то он будет не совсем тем человеком. Понимаете, эпиграмма - это признание в короткой форме, очень точное попадание в главное в человеке. Ии Савиной я написал: «Глазки серо-голубые, каждый добрый - вместе злые».
Больше известна, другая эпиграмма на Саввину, которая ей, по признанию Гафта, нравилась.
Все это правда, а не враки,
И вовсе не шизофрения:
В Крыму гуляли две собаки,
Поменьше - шпиц, побольше - Ия.
За Саввину Гафту достойно ответил Ролан Быков:
В Крыму гуляли две собаки,
Все это правда, а не враки.
Гафт это точно написал
И все размеры указал.
Но, милый Валя, вы, однако,
Все лаете, да на других,
А кто же третья та собака,
Облаявшая тех двоих?
Существовали все же эпиграммы о которых автор открыто жалел. Например, при сочинении эпиграммы на Бориса Моисеева Гафт «просто хотел определить, что это такое».
А получилось:
Ваш любимец. Узнаете?
То охотник он, то зайчик.
То ли дядя, то ли тетя.
То он девочка, то мальчик.
Не стареет, не лысеет,
Озадачена наука.
Кто вы, Боря Моисеев?
Кто - кобель вы или сука?
С ЛЕОНИДОМ БРОНЕВЫМ ГАФТ ИГРАЛ В "НЕБЕСАХ ОБЕТОВАННЫХ"
Напоследок приведу список персоналий которых, на мой взгляд, приложил не Гафт, хотя ему приписывается. Вернее, скажем так, я бы хотел чтобы эти эпиграммы принадлежали не его бойкому, острому, сатирическому перу. В первую очередь, эпиграмма на Леонида Броневого, о котором Гафт отозвался в тонах восторженных. Дальше идут дамы: Ирины (Акулова, Мирошниченко, Алферова) да Натальи (Гундарева, Фатеева).
Надеюсь, постепенно зерно (Гафт) отделится от плевел (сальных примочек).
И все войдет в верное русло.