12 января 1941 года родился создатель великого ансамбля «Песняры» Владимир Мулявин.
Творческий век любого музыкального ансамбля короток. Именно «ТВОРЧЕСКИЙ», - я не беру сейчас во внимание различные попытки реанимаций, когда старые люди выходят на сцену и пляшут под фонограмму старых песен.
Так творческий век «Песняров» продлился два десятилетия, что можно считать очень хорошим сроком.
Мулявин работал в жанре «фолк». Он соединил белорусский фольклор с уникальными голосами, обрядил музыкантов в яркие костюмы, нашел сценическое решение. «Песняры» были театром песни, а не просто сценическим выходом. «Березовый сок», «Беловежская пуща», «Вологда», - эпоха в эстраде.
«Песняры» оказались первой советской группой, попавшей на гастроли в США. Им целиком был посвящен номер журнала «Билборд», - до этого такой почести удостаивались только «Битлы».
Но всему приходит конец.
Что убивает ансамбль? Интриги создателей, усталость от гастролей, потеря «несущей волны»…
«Песняров» убило время. По существу, их творческая жизнь закончилась во второй половине восьмидесятых годов. Но по иронии судьбы, ругаться, делить творческое имущество, обвинять друг друга в развале они начали десятилетием позже.
Одной из главных ошибок Мулявина я считаю создание концертной программы по стихам Маяковского.
Ее инициатором выступила третья его жена Светлана Пенкина, актриса, которую зритель помнит по роли Кати в 13-серийном телефильме «Хождение по мукам» и одной из главных ролей в фильме «Берегите женщин».
Вот что она рассказывает:
«…на создание программы ушло 2 года. Никакой халтуры, все изучалось досконально - дневники, документы. Подбор литературного материала, безусловно, лежал на мне. Маяковского, мы считали, у нас «зацементировали» - его кричащая человеческая душа многим неизвестна. К сожалению, программу приняли довольно настороженно. Уже повеяло другими ветрами - хит, формат, проект, попса... Шоу-бизнес».
Я хорошо помню те времена и совсем не помню в них «Песняров». Какой может быть Маяковский во время «Ласкового мая» с одной стороны, Цоя с другой и книжки Карабчиевского «Воскресение Маяковского» с третьей?
А ведь в спектакль были вбуханы громадные деньги.
Вот что сказал один из «Песняров» Александр Демешко:
«Вообще, если все эти большие программы рассматривать с точки зрения новизны, то это, конечно, были новые веяния для Советского Союза. С точки же зрения музыкальной и нашей популярности это был шаг назад. Потому что подобные программы можно было показывать только в Москве, Ленинграде, Минске и Киеве. А, скажем, Ташкенту Маяковский уже был не нужен».
Вообще Демешко, Мисевич и Мулявин познакомились еще во время службы в армии. Двадцать лет музыканты признавали авторитет Мулявина, а вот Пенкина вызвала у них волну негатива.
По словам музыкантов, она стала такой Йоко Оно, развалившей «Битлз».
Что ставилось Пенкиной в вину? Желание руководить творческим процессом и денежными потоками. Кроме того, Светлана спаивала Мулявина.
Вот «предъявы» Мисевича:
«Она потихоньку вникала в нашу концертную деятельность. Мы, «старики», не давали ей глубоко влазить в дела. Но потом, слабохарактерный Муля полностью лег под ее каблук. Насколько он был жестким в работе, настолько был безвольным с женщинами. Ее руками он пытался руководить, делая вид, что он ни при чем. Она выполняла роль «плохого следователя». Мы с Валерием Дайнеко в 1992 году вынуждены были даже уйти на какое-то время из ансамбля. Но вернулись в ансамбль, потому что Мулявин с Пенкиной и сыном стали пить безбожно, а терять талантливую группу не хотелось».
Подобные же претензии у Демешко:
«До нее Муля никогда не позволял себе пить перед концертом. Живя же с Пенкиной, он начал квасить по-черному. Частенько приходилось даже гастроли отменять. А его второй половине хоть бы хны! Знай - подливает. Потом «колесами» стала кормить, каких-то попов странных в дом приводила. Вконец обнаглев, Пенкина на репетициях стала указывать нам, что и как петь. В результате группа развалилась…»
У Пенкиной, как водится своя правда:
«…кто же простит женщине огромное доверие, которое ей оказывает мужчина? Владимир Георгиевич - далеко, заметим, не мальчик - на протяжении 17 лет доверял мне юридические документы, посвятил в финансовые дела коллектива. У меня было право подписи от его имени. Понимаете, в чем дело»?
Все девяностые «Песняры» выживали. Мотались по городам и весям за гроши. Сводили концы с концами.
Но в 1998 году в министерствах Белоруссии возникла идея сделать из «Песняров» государственный ансамбль.
Вот только директором его был назначен Мисевич, а не Мулявин.
Мисевич объясняет происшедшее так:
«Министр культуры Белоруссии поддержал идею возрождения ансамбля. Меня назначили директором, а Мулявина - художественным руководителем. Мы взяли слово с Мули, что он прекращает пить, бросит пьяницу-жену и начнет лечиться. Вроде бы договорились, но жена опять его накрутила, и в группе продолжался раздор.
Скандал дошел до президента Лукашенко. Мулявин закидал его письмами - кляузами. Вице-премьер Заметалин просил нас помириться, потому что некрасивы раздоры в группе, которая является жемчужиной Белоруссии. Потом вышел указ президента о том, что Мулявин - народный артист СССР - является руководителем «Песняров». Мы, ведущие артисты ансамбля, уволились. И ушли под крыло «Белконцерта»
Возродить «Песняров» на прежней волне Мулявин не смог (это было едва ли возможно).
14 мая 2002 года главный «Песняр» попал в страшную автокатастрофу, последствия которой не пережил.
Его верная спутница жизни, на которую навешали всех собак, Светлана Пенкина ушла совсем недавно, 17 октября прошлого года.
А на данный момент гастролирует пять ансамблей, название которых включает слово «Песняры».
Что сказать?
Люди не вечны.
А вот песни, которые они оставляют, да.