ЗАЦЕПИН И ПУГАЧЕВА
10 марта исполняется 95 лет со дня рождения композитора Александра Зацепина.
Особая глава в творчестве его - тандем (вернее, трио, к певице и композитору примыкал поэт Леонид Дербенев) с Аллой Пугачевой.
Пугачева напоминает вампира в хорошем смысле слова. Она привыкла питаться доброкачественной кровью, сразу отходя от человека, который творчески истощен. Но на момент, когда Резник или там Паулс с Челобановым работали на ее имидж, они расценивались Аллой Борисовной главными мужчинами ее жизни.
Разрыв у Аллы со многими творческими попутчиками получался не очень. Вот и с Зацепиным она рассталась со скандалом.
Что же произошло?
Зацепин обратил внимание на Аллу Борисовну в октябре 1974 года, на конкурсе артистов эстрады и сразу предложил сотрудничество. Говоря позже о Пугачевой начального периода, Зацепин признавался: «Я таких просто не видел».
Решение работать с Аллой плотно Зацепин принял 4 июля 1975 года, во время эфира заключительного концерта фестиваля «Золотой Орфей». Смотрел он его вместе со своим постоянным соавтором Дербеневым и редактором «Мосфильма» Любовь Цициной. Все трое, не сговариваясь, начали обсуждать перспективы работы Аллы Борисовны в кино и пришли к выводу, что, наверное, она вытянет, ибо прекрасные вокальные данные ложились на талант драматической актрисы.
АЛЛА НА "ЗОЛОТОМ ОРФЕЕ"
Пока Цицина искала на картину сценарий, Пугачева записала песни Зацепина для телефильма «Отважный Ширак». Одной из них была ставшая хитом «Волшебник-недоучка». Потом случилась комедия «Центровой из Поднебесья» с «До свидания, лето» и «Любовь одна виновата».
В картине «Фантазии Веснухина» Алла исполнила хиты «Куда уходит детство» и «Рисуйте, рисуйте».
Когда журнал «Огонек» задумал сделать интервью с певицей в домашней обстановке, Зацепин предоставил Пугачевой свои апартаменты.
Как видим, композитор был готов подыгрывать певице, пока ее игрульки не коснулись его репутации и кармана.
Начались съемки фильма «Женщина, которая поет». Пугачева, не без фантазий тогдашнего мужа Стефановича, придумала, как пристроить в картину свои песни. Сделать это было сложно по двум причинам: Пугачева не состояла в Союзе Композиторов, то есть, автоматически считалась дилетантом. А потом официальным композитором «Женщины, которая поет» числился благоволящий Алле Зацепин.
Пугачева приписала создание песен композитору Борису Горбоносу. Сам Горбонос якобы нигде не мог появиться, поскольку с детства прикован к инвалидной коляске. Режиссер фильма Александр Орлов эту мульку проглотил, поскольку песни Пугачевой (Горбоноса) ему понравились.
Алла попросила Зацепина записать данные песни на его студии, открывшись, что Горбонос - это она сама. О чем женщина умолчала, так это что песни пойдут в фильм. Сказала, - протолкнет на радио.
Идя на сотрудничество с Пугачевой, Зацепин рисковал, ибо имел право записывать на студии только свои песни. Его как частника постоянно пасли насчет работы налево, подозревая в нетрудовых доходах. Тем не менее, Алле он навстречу пошел.
Каково же было его удивление, когда через пару месяцев открылось: саундтрек «Женщины, которая поет» включает пять песен Зацепина + четыре песни на музыку Горбоноса.
Директор «Мосфильма» Сизов потребовал выяснить, кто такой Горбонос. Дальше начинается сюр, попахивающей мифологией. Якобы Сизова удовлетворила, предоставленная фотография Горбоноса, которого изобразила Алла Борисовна, нацепив на себя усы. Как это многомудрый начальник «Мосфильма» не сделал даже запрос в Союз Композиторов?
Или то был заговор против Зацепина, поддержанный руководством картины?
АЛЛА ИЗОБРАЖАЕТ КОМПОЗИТОРА ГОРБОНОСА
Зацепин принял решение уйти с картины. Это вызвало недоумение у дирекции: Зацепина просто-напросто пристыдили, как, мол, у вас язык поворачивается выступать против талантливого композитора-инвалида Горбоноса?
Зацепин говорил:
«Мне было очень обидно. Я ей подарок сделал - записал песни (запись в студии, кстати, - дорогое удовольствие), а она в благодарность обманула меня, да еще и спекулирует на вымышленной чужой беде!..»
В итоге Зацепин пошел на компромисс. Договорились, что в титрах никакого Горбоноса рядом с Зацепиным не будет. Его упомянут в самом конце.
Пугачева же, добившись своего, пошла дальше. 15 февраля 1978 года из под ее пера появился документ, в котором она требовала мест в титрах на равных с Зацепиным.
В частности там говорилось:
«Учитывая, что А. Зацепин, ранее взявший на себя обязательство по созданию фоновой музыки, несколько раз то «давал», то «забирал» назад свое разрешение на использование моих песен в фильме, выставляя все новые и новые условия; учитывая также то, что в окончательный монтаж фильма вошли мои песни, я полагаю, что наступило время заключить со мной договор на использование моих песен для фильма.
Это исключит возможность конфликтов между съемочной группой и А. Зацепиным в будущем, так как опыт работы показывает, что установленная договоренность с А. Зацепиным непрочна и наши взаимоотношения по созданию песен для фильма должны быть оформлены юридически…»
Фильм «Женщина, которая поет» вышел на экраны и стал лидером проката.
Но на тот момент, добившись своего, Пугачева много потеряла. Зацепин решил прекратить с ней работу и на песни в фильме «31 июня» нашел другую исполнительницу - Татьяну Анциферову (
ИХ ВЫГНАЛА С ЭСТРАДЫ ПУГАЧЕВА?).
Справедливости ради заметим, что на диске песен из кинофильма «31 июня» Пугачева споет «Что было однажды». Кажется, это будет последняя песня Зацепина, исполненная ею.
Алла Борисовна дала интервью «Московскому комсомольцу», где не совсем правдиво поведала историю маски Бориса Горбоноса. По ее словам, она скрылась под псевдонимом поскольку «принципиально не хотела своим именем влиять на мнение худсовета и было желание пройти весь путь, который проходит молодой, начинающий композитор».
В этом же интервью Алла Борисовна констатировала свое расставание с Зацепиным, как она надеялась «временное».
«Временное» расставание растянулось до «навсегда». Больше песен Зацепина Алла петь не будет (исключая новую версию песни «Так же, как все»), хотя Зацепин начнет в дальнейшем предлагать ей и Киркорову свой материал.
Зато на юбилейных вечерах Зацепина Алла выступала, и не раз.
Можно сказать, примирение состоялось.