24 января отмечает день рождения Людмила Савельева, актриса первой же своей ролью вознесенная на мировой уровень.
В драматические актрисы Савельева не собиралась. Девочка плотно занималась балетом, закончила Вагановское училище, вошла в состав труппы Мариинского театра (носившего в то время имя Кирова) и в кино дебютировала в качестве балерины. Мелькнула нереидой в экранизации классического балета «Спящая красавица».
Жизнь изменилась, когда начинающая балерина прошла кастинг на роль Наташи Ростовой в мегаблокбастер Сергея Бондарчука «Война и мир».
Кастинг был нешуточный, а выбор режиссера всех удивил. Он отдал предпочтение актрисе без опыта, отодвинув такие кандидатуры, как Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко.
Дальнейшие события показали, что Бондарчук не ошибся. Савельева стала одним из открытий фильма, где не все актерские работы были безупречны.
Сразу по выходу широкомасштабного полотна права на прокат «Войны и мира» купили 117 стран. Фильм получил «Оскар» и «Золотой глобус», а о Савельевой заговорили во всем мире.
Какие последствия это имело для Савельевой?
Очень значимые. В отличие от Татьяны Самойловой (
ПОЧЕМУ МАЛО СНИМАЛИ ТАТЬЯНУ САМОЙЛОВУ), чей международный триумф с фильмом «Летят журавли» на Родине предпочли замолчать, Людмилу начали активно осыпать благами. Читатели журнала «Советский экран» признали Савельеву лучшей актрисой 1966 года, ей вручили диплом Московского кинофестиваля, в 1969 присвоили звание Заслуженной артистки.
И Савельева сделала свой выбор, бросив балет. В конце концов, на протяжении нескольких съемочных лет она была лишена нормальных тренировок, и потому в 1967 приняла решение сменить Мариинку на Театр-студию киноактера.
ЛЮДМИЛА САВЕЛЬЕВА И СОФИ ЛОРЕН В ФИЛЬМЕ "ПОДСОЛНУХИ"
Руководство советской кинематографии учитывало международный успех Савельевой. Ей дали карт-бланш на съемки в совместном итало-франко-советском проекте «Подсолнухи». Режиссером выступил прославленный Витторио де Сика (режиссер с четырьмя «Оскарами» в загашнике). В главных ролях были заняты Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Савельева играла жену заброшенного обстоятельствами Второй Мировой в СССР итальянца (Мастроянни), которого много лет спустя приезжает искать итальянская спутница жизни (Лорен).
К сожалению, новым мировым триумфом для Савельевой «Подсолнухи» не стали. Советское руководство потребовало вырезать из фильма эпизод, происходящий на кладбище итальянских солдат, замечая, что такого кладбища в СССР нет, к чему вводить зрителей в заблуждение? Но для итальянской стороны такая фига в кармане почему-то оказалась крайне важной. Советы проигнорировали премьеру картины в Риме.
"БЕГ"
Савельева все больше заявляла себя как серьезная актриса. Вслед за «Подсолнухами» вышла экранизация булгаковского «Бега», где она сыграла совершенно феноменально. А вот появившаяся в том же году экранизация «Чайки» (наша героиня предстала Ниной Заречной), зрителей собрать не могла априори, но ведь сама роль престижная.
Зритель же от Савельевой никуда не делся. В 1973 вышла хитовая экранизация «Всадника без головы».
"ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ"
А вот дальше с кинокарьерой пошли проблемы, ибо Савельевой перестали предлагать достойный материал, а сниматься в чем попало она, привыкшая к хорошему и знавшая себе цену, не хотела. За восемь лет Людмила появилась только в пафосном советско-болгарском проекте «Юлия Вревская».
В 1980-ые Савельева блеснула в фильмах Константина Худякова. В экранизации пьесы Розова «С вечера до полудня» сыграла писательскую дочку, замученную тяжелым одиночеством. В бесподобной по показу гнилых внутренностей театральной жизни картине «Успех» роль Савельевой выпала маленькая, но интересная.
"С ВЕЧЕРА ДО ПОЛУДНЯ"
Вторым режиссером, ставшим для актрисы фирменным, был Сергей Соловьев. Их сотрудничество началось с картины «Чужая белая и рябой», продолжилось «Черной розой - эмблема печали, красной розой - эмблемой любви», «Нежным возрастом», «Анной Карениной».
ТОЛСТЫМ НАЧАЛА, ТОЛСТЫМ И ЗАКОНЧИЛА. ЛЮДМИЛА В РОЛИ КНЯГИНИ ЩЕРБАЦКОЙ В СОЛОВЬЕВСКОЙ "АННЕ КАРЕНИНОЙ"
В последние годы Савельева не снимается, справедливо считая, что если нет достойного материала, лучше промолчать. Она вообще не пускает в свою нелегкую личную жизнь журналистов, аттестуя ошибкой решение большинства коллег позировать в домашней обстановке.
В актрисе должна быть тайна.
В Савельевой она есть.