24 мая скончался Олег Ефремов (1927-2000), великий актер, способствовавший разделу МХАТа.
Если спросить меня, - надо ли оно было, я отвечу: наверное, да. Парадный театр СССР долгие десятилетия переживал застой, наметившийся еще при основателях Станиславском и Немировиче. Реформы точно требовались и, пытавшийся реконструировать МХАТ на протяжении 15 лет, Ефремов пришел к неизбежности резать по живому. Многие судьбы оказались перекорежены, но самая трагическая участь выпала на долю кумиру миллионов Леониду Харитонову -
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/61508.html Он раздела любимого театра просто не пережил.
Харитонов не забыт, а, для актера знаменитые свои роли отыгравшего без малого 70 лет назад, дико, фантастически востребован. Другое дело, что большинство передач о нем упирается рогом в кинокарьеру актера, наполняя эфир плачем о ее скоротечности. Меж тем как сам Харитонов если и переживал отсутствие ролей в кино, то не слишком сильно. Фетиш его, в отличие от Караваевой (
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/198052.html) и Савиновой (
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/120195.html) был другой. Харитонов, подобно Юрию Пузыреву (
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/123100.html), боготворил МХАТ.
После школы он поступил учиться на юриста, но в 1950 в Питер приехал на гастроли МХАТ. Приехал себя показать и других посмотреть. Гастролеры объявили набор в школу-студию. Рискнув, Харитонов прошел два тура, его вызвали в Москву.
Насколько серьезно относился Харитонов к альма-матер, свидетельствует следующий факт: он отказался от съемок в картине Владимира Басова по Гайдару «Школа мужества», ведь за это из студии могли исключить. Только официальный запрос на имя Харитонова от ЦК ВЛКСМ в ректорат заставил его выйти на площадку.
И все завертелось.
"СОЛДАТ ИВАН БРОВКИН"
«В добрый час!», «Улица полна неожиданностей», дилогия о Бровкине, конечно. Звездная кинокарьера Харитонова уложилась в четыре года.
Карьера эта была специфична в том плане, что Харитонов долго сохранял юношескую угловатость, выглядя в 24 года как восемнадцатилетний. Вот процесс превращения солдатика Вани в раскормленного тридцатилетнего бригадира тракторной бригады Бровкина камера жестоко зафиксировала. Харитонов был тоже не слепой, правильно? И в его случае жалеть об ушедшей славе, значило гневить Бога упреками: «Зачем я повзрослел, скажите пожалуйста?»
"ИВАН БРОВКИН НА ЦЕЛИНЕ"
Наряду с началом славы Харитонов влился в труппу вожделенного МХАТа, куда в свое время не взяли, так на секундочку, ни Доронину, ни Ефремова. Легендарные старики относились к Леониду с симпатией. Харитонов играл Алешку в «На дне», доктора Гаспара в «Трех толстяках», был занят в пьесах на современную тематику.
В 1963 он получил предложение, от которого не смог отказаться: Анатолий Эфрос позвал актера в Ленком на роль в пьесе по повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». После увольнения Эфроса Харитонов ушел в театр имени Пушкина. Оттуда МХАТ вернул беглеца назад, маня ролью Лариосика в «Дни Турбиных».
Почти все, пишущие о Харитонове согласны, что Ефремов сыграл в его жизни роль негативную. Назначенный худруком тонущего без зрителя театра, Ефремов ориентировался на приведенную с собой команду актеров «Современника». Со мхатовскими корифеями он еще вынужден был считаться, а остальных игнорил.
"ВЕЧНЫЙ ЗОВ"
Харитонову удалось сыграть Чичикова в булгаковской инсценировке «Мертвых душ», была у него и заметная роль в «Палате №6». Не знаю, что там с Чичиковым, а «Палату №6» Ефремов закрыл волевым решением вскоре после премьеры, спровоцировав у актера первый инсульт.
Это была игра кошки с мышкой. Ефремов не то чтобы не отпускал Харитонова на все четыре, он держал его на привязи обещаниями ролей типа царя Федора Иоановича. Но и Харитонов был рад очаровываться.
Существовала ведь возможность переехать в Ленинград, куда звал младший брат, тоже актер, Виктор. Виктор держал свой театр «Сфера», где для Леонида роли точно бы нашлись. Леонид же как зомби повторял: «Нет. Я без МХАТа не смогу».
В 1983 перенес второй инсульт.
"ЧАРОДЕИ"
А в 1986 начался раздел МХАТа. Харитонов был категорически против, выступая на всех собраниях труппы, призывая сохранить классическое единство. Естественно, симпатий Ефремова к нему от этого не прибавилось.
Мощный удар актер получил, когда сгорели декорации спектакля, который он готовил на двоих с Татьяной Дорониной, после чего о премьере решено было забыть. Ефремов прямым текстом предложил Леониду уволиться.
Третий инсульт Харитонова доконал.
Умер Леонид 20 июня 1987, день в день разделения МХАТа на две части. Прощание происходило в театре. По разные стороны гроба стояли непримиримые Ефремов и Доронина.
Да и надгробие на могиле его представляет собой камень с разломом в виде МХАТовской чайки.