БОНЗА

Jan 20, 2018 10:25


19 января родился Анатолий Софронов (1911-1990), никакущий прозаик; плохой стихотворец; автор тягомотных пьес, которые с чего-то считались комедиями; общественный деятель, запятнавший себя делами антиобщественными.



Для того чтобы понять Софронова следует обратить внимание на его папашу. Принято считать, что любая профессия почетна. Начальник Харьковского полицейского управления, а именно эту должность занимал Софронов-пэр, тоже почетна? Допустим. А следователь военной прокуратуры в Белой армии генерала Каледина? Допустим. Но для того, чтобы перекраситься и пойти служить Красной армии, старшим следователем военной прокуратуры нужна, как минимум, беспринципность.

У папаши Софронова она была, а сынок стал достойным наследничком.



Погорел Софронов - старший уже в 1926. Его расстреляли за службу в белогвардейской контрразведке.

С таким папашей у Софронова в СССР почти не было шансов достичь вершин карьерного благополучия. Однако, получилось.

Как?

До войны Софронов двигался ни шатко - ни валко, сразу, впрочем, заявив себя, как певец казачества и активно примазываясь к главному певцу казачества Шолохову. За свою долгую, но не сильно полезную творческую жизнь, Софронов выпустил сборники стихов «Над Доном-рекой», «Сторона Донская», «Казачья слава», «Казачья весна», «Дон мой». Написал пьесу, чье название сразу ушло в анекдот, "Старым казачьим способом". Разве что не закончил романа с претенциозным названием «Дети Тихого Дона».



СОФРОНОВ С ШОЛОХОВЫМ

Во время войны нежданно-негаданно сочинил стихотворение, ставшее известной песней - «Шумел сурово Брянский лес».

А после войны последовал небывалый для человека с анкетой Софронова карьерный взлет. Примазываясь к Фадееву и Маленкову, кооперируясь с Симоновым, вертясь ужиком, амбициозный дядя стал секретарем Союза писателей СССР.

На годы секретарства Софронова (1948-1953) пришлась оголтелая атака на космополитов, одним из застрельщиков которой он выступил.

Мы уже говорили о положении театральных дел в период «мрачного семилетия» Сталинского правления (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/56439.html). Сцены затопили лакированные пьесы на современную тематику. Одним из лакировщиков стал Софронов. Его пьеса «Московский характер», будучи деревянной аки сцена, на которой игралась, тем не менее, взяла Сталинскую премию. Против «Московского характера» выступил критик Александр Борщаговский. Ответом стала статья «Правды» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков».

Именно с нее началась разнузданная антисемитская кампания на радость Софронову и его дружкам Грибачеву (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/96594.html), Сурову (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/56439.html), Бубеннову (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/26277.html).

Каким иезуитом оказался Софронов свидетельствует анкета, составленная им для членов Союза Писателей.

Человек, с запятнанным прошлым, стремился, чтобы остальные несчастные пригвоздились к столбу.

Вот какие вопросы предлагались для этого:

«Семейное положение ... Если вдов или разведён, указать фамилию, имя и отчество и национальность прежней жены (мужа)»

«Фамилия (теперь и до брака), имя и отчество, год и место рождения жены (мужа), партийность и где работает»

«Принадлежали ли Вы и Ваши ближайшие родственники к антипартийным группировкам, разделяли ли антипартийные взгляды»

«Привлекались ли Вы или Ваши ближайшие родственники к суду, следствию, были ли арестованы, подвергались ли наказаниям в судебном или административном порядке, когда, где, и за что именно. Если судимость снята, то когда».

После смерти Сталина Софронов потерял хлебную должность секретаря Союза писателей, получив для кормежки журнал «Огонек». Главредом сего издания просидел свыше трех десятилетий (1953-1986).



На сём посту убежденный коммунист Софронов обделался, не уплатив партийные взносы. Комитет партийного контроля призвал редактора к ответу. Софронову вынесли строгий выговор. Снять его удалось только после вмешательства Брежнева.

Софронов решил отблагодарить руководителя Советского государства сочинением пьесы по «нетленке» «Малая земля». Пьеса вышла такая «хорошая», что ЦК пришел в ужас.

Альберт Беляев вспоминал:

«Шауро в необычно для него резкой форме выговаривал Софронову за его откровенно халтурно-спекулятивный подход к теме, за дискредитацию образа Брежнева, предстающего в пьесе деревянной фигурой, напрочь лишённой каких-либо живых человеческих черт. «И эту неудавшуюся, бездарную пьесу Вы смеете навязывать театрам, министерству культуры, требуете хвалебных откликов. Да как Вам не стыдно так себя вести? Мне поручено Вам сказать, чтобы Вы немедленно прекратили любые, повторяю, любые попытки продвигать эту пошлую поделку на сцены театров».

С ветром перестроечных времен Софронова вымело из «Огонька». В журнал пришел Виталий Коротич, открывая самую громкую пятилетку в истории этого журнала.

Постаревшего, лишенного всех постов чинушу, запомнил для потомства Евгений Добренко:

«Никогда не забыть мне странной, почти сюрреальной сцены, свидетелем которой я стал летом 1990 г. В Большом зале ЦДЛ должен был проходить чей-то «творческий вечер». … Стоял шум, который неожиданно смолк: из глубины зала шаркающей походкой шел высокий иссохший старик. На нем был поношенный, явно ставший большим для него черный костюм, на лацкане которого сверкала звезда Героя Социалистического Труда. В руках он нес судки - видимо, только что полученный в столовой «паек» (время было еще не голодное, но уже «трудное»). Публика молча расступалась, образовав проход. Старик шел через зал, как сквозь строй, и, подобно знаменитому приговскому Милицанеру, «не видел даже литераторов». Его взгляд был направлен куда-то вперед, поверх голов. На лицах смолкнувшей публики читалась смесь отвращения со злорадством.

В восьмидесятилетнем старике трудно было узнать Анатолия Софронова - когда-то всесильного хозяина этого Дома, в послевоенные годы спаивавшего Фадеева и фактически захватившего власть в Союзе писателей. … Видно было, что ему не привыкать к подобному приему. И этот проход через зал, и этот невидящий взгляд, и эта напускная погруженность в себя были хорошо выученной драматургом Софроновым ролью».

Что же осталась от некогда всесильного, любящего хорошо пожить для себя бонзы?

Песня «Шумел сурово Брянский лес», ставшая гимном Брянской области, что достаточно странно, учитывая тематику стиха (при чем в днях сегодняшних немцы и воющие с ними партизаны?)

Песня «Ростов-город, Ростов-Дон», - гимн Ростова-на-Дону.

Фильм «Стряпуха» по пьесе Софронова, идущий до сих пор благодаря имени Высоцкого.



И докатившаяся эхом до наших дней дурная слава.

мрачное семилетие, литература, черная метка

Previous post Next post
Up