Так получается, что большая часть материала, снимаемого на всяких официальных мероприятиях и прочих экскурсиях не особо предназначена для публикации в интернете. В этом плане итоговая пресс-конференция главы Приволжской железной дороги - приятное исключение: можно даже в блог обо всём что увидел-услышал (и посчитал для себя важным) написать. Учитывая что последнее время я блог чуть ли не забросил - вообще крайне приятный повод (хотя забегая вперёд скажу, что всё-таки впредь планирую материалы тут писать почаще - благо опять появляется о чём).
Вообще на прессуху я шёл с мыслью, что вряд ли что-то принципиально новое услышу. РЖД контора неторопливая, планы строит долгосрочные, реализует их последовательно и в общем я в прошлом году получил как мне кажется всю полноту информации на ближайшие пару лет (по крайней мере по тем вопросам, которые интересуют лично меня). Но мало ли, заодно посмотреть как там что развивается.
Кстати как и в прошлом году пресс-конференцию совместили с небольшой экскурсией, которую провёл лично сам начальник Приволжской ЖД Сергей Анварович Альмеев. В этом году это стала прогулка по Управлению дороги, расположенному на Музейной площади:
Изначально кстати планировалась поездка в ЖД вокзала Саратов-1 на станцию Покровск, но потом это переиграли и переместили всё в УПЖД. Можно кстати и неплохо. Мне тут приходилось бывать по работе неоднократно, но скорее в местах связанных со связью-коммуникацией, а тут удалось поглядеть на центры управления - узлы, откуда осуществляется эксплуатационный контроль (на огромных мониторах видны все поезда дороги), коммерческий контроль (погрузка-разгрузка вагонов) и даже кадровый контроль и управление персоналом (учёт всевозможных запросов-отзывов и прочая обратная связь):
К большому сожалению большую часть экскурсии попросили не снимать: связано это с тем, что в кадр может попасть большое количество информации, представляющей коммерческую тайну. Ну то есть выглядит всё внушительно (огромные аудитории по типу учебных, всё в экранах мониторов), но ничего суперфутуристичного нет. Ну и цифры само собой мне особо не понятны, а вот кто-то сможет из них сделать какие-то определенные выводы... поэтому всегда лишний раз подстраховываются.
В целом скорее удивительно, что именно так осуществляют управление такой махины (в структуре Приволжской дороги работает порядка 30 тыс. человек) в режиме реального времени - выглядит как-то даже слишком буднично:
После прогулки по зданию управления, приступили непосредственно к пресс-конференции. Тут кстати чтоб не заморачиваться и не писать, я прям взял предоставленные их слайды-инфографику (благо в зале было много мониторов куда вся инфа выводилась по мере выступления начальника дороги):
Кстати начали пресс-конференцию с разборов вопросов прошлого года. В частности вопрос, над которым все поржали в прошлом году о строительстве ветки Астрахань-Элиста-Сальск попробовали за год серьезно проработать. Экономическое обоснование пока не выявило целесообразности такого проекта, но во-первых, помимо этого начали просчитывать ещё какие-то вещи вокруг (в частности расширение каких-то астраханских веток), а во-вторых, не сказали свое финальное "нет":
Ну дальше о том, что лично я для себя извлек интересного из пресс-конференции:
Подвижной состав:
В этом году большое внимание уделяли вагонам. В планах упор будет делаться на закупках новых вагонов, в том числе и новых вдухвагонных сцепов (купе+плацкарт с единым входом):
Эти сцепы пойду на поезда "Балаково-Москва" и "Волгоград-Москва", так что в перспективе их можно будет из Саратова затестить. Всего планируется закупка 64-х таких вагонов:
Плацкарты нового поколения тоже планируются, но уже в 2021-м году. Проект новый, заказов я думаю много, пусть к тому же на других обкатываются, хе-хе:
Я вот искренне не понимаю, почему все так мечтают о двухэтажных вагонах (много от кого слышал, мол "когда-когда"). Тут ещё раз официально ответили - не раньше 2024-го года. Почему так тоже вполне понятно, но об этом ниже. Есть вполне конкретное обоснование почему нецелесообразно это делать раньше (и почему нецелесообразно раньше у нас появление двухсистемных электровозов ЭП20):
Почему-то на пресс-конференции не уделили внимание локомотивам и поездам, пришлось отдельно уточнять. В соответствии с планами прошлого года в этом году закупились электропоезда ЭП3Д для Саратова (4 вместо 6 запланированных - но в следующем году обещают продолжить), грузовые тепловозы 2ТЭ25КМ и маневровые тепловозы ТЭМ14. В следующем году по плану всё тоже самое. Про долгожданные Ермаки (серия ЭС5К) пока никакой информации, но подготовка к их появлению идёт активным ходом (об этом как-нибудь отдельно постараюсь рассказать):
Пригородные и междугородние перевозки:
В прошлом году пресс-конференция была объединена с презентацией маршрута Саратов-Волгоград длительностью 5 часов 15 минут (именно за столько добрались до соседнего областного центра). В результате различных тестовых маршрутов а также модернизации ЖД полотна в прошедшем году удалось даже сократить это время до 4 часов 40 минут (в данный момент это предел для поездов ЭП3Д - любое ускорение - это уже на другом подвижном составе, на "Ласточках" например, но это так к слову). То есть техническая возможность есть. Что же с коммерческой? Тут всё к сожалению глухо и плохо. Нет транспортного заказа на такой маршрут (а исходить он должен от минтранса Саратовской области например), поэтому обещанного маршрута нет.
Вообще как я понимаю Саратовская область к пригородным перевозкам на ЖД относится весьма равнодушно (в отличие от той же Волгоградской области - где идёт активно взаимодействие в рамках развития различных туристических и культурных проектов):
Единственное, куда пошло развитие пригородных перевозок в Саратове - это маршруты к новому аэропорту Гагарин. Там и платформы организовали, и новые поезда пустили (видимо кстати поэтому закупили всего 4 вместо обещанных 6 поездов - другие направления типа того же Саратов-Волгоград пока не особо востребованы). И даже в данный момент идёт проработка строительства отдельной ветки от Липовского прям в аэропорт (сейчас там просто остановочная платформа от которой надо ещё пешочком идти):
Ещё одна интересная мысль, прозвучавшая в ходе пресс-конференции - это развитие пригородных перевозок в сторону станции Покровск (и возможно даже дальше в сторону улицы Полтавской например) с использование рельсовых автобусов. В данный момент рельсовый автобус от станции Саратов-1 до станции Покровск (а это напоминаю через Увек, Анисовку и т.п.) может добраться за 38 минут - это достаточно быстро. Если органзовать такие маршруты на постоянной основе то это довольно неплохо так свяжет Саратов, Энгельск и Приволжский. Технические возможности у дороги есть, будет ли заказ на это от области (а именно от них должны исходить инициативы) - пока не особо понятно:
Реконструкция и строительство:
Тут кстати всё по плану, который был озвучен ещё в прошлом году. В 2019-м начались предварительные работы (первый путь начали делать и т.п.) но пока ещё ничего особо не видно. Основной движ начнётся в следующем году (причем по словам руководства активная фаза работ будет запущен после прохождения пика сезона поездок - то есть грубо говоря раньше осени какой-то активной движухи на вокзале ждать не стоит). Но зато я думаю осенью следующего года вокзал и окрестности будут напоминать проспект Кирова осенью этого года, бггг. И да, окончание ремонтных работ планируется в 2022-м году (к слову сказать вокзал в Волгограде как раз в этом году только официально завершили):
ДЖД в Волгограде очень крутая и мне очень понравилась (кстати на базе неё располагаются кванториумы). Как говорят ДЖД в Саратове тоже быть. В следующем году ожидаются проектно-изыскательные работы и госэкспертиза, ну а дальше если всё хорошо - строительство (располагаться будет я так понимаю в Парке Победы - но это пока не точно):
Долго длящаяся и больная тема, которая впрочем конкретно к Приволжской ЖД отношения не имеет. Электрификация на Юго-Восточной железной дорогой участка Ртищево-Кочетовка (в данный момент там электрификации нет - поэтому все поезда идут на тепловозной тяги, в Ртищево и Мичуринске-Уральском происходит смена локомотивов). Собственно пока не будет этой самой электрификации нет смысла поставлять на дорогу двухсистемные локомотивы и закупать двухэтажные вагоны (требовательные к питанию). Собственно тема сдвинулась с мертвой точки ещё в прошлом году (хотя ни у кого уверенности не было). Сейчас точно известно что в 2020-м году проект электрификации должен пройти госэкспертизу, а уже в 2021-м должны начаться активные работы. Окончание же планируется в 2024-м году:
Ещё один долгострой - обход вокруг Саратова. Как я понимаю госэкспертизу проект уже прошёл и в следующем году начинаются активные работы по строительству (с привлечением помимо РЖД Росавтодора и Саратовской области):
И ещё один крайне интересный строительный проект (также в следующем году проходит госэкспертизу) - строительство нового железнодорожного моста через Волгу (в прошлом году об этом упоминали, но как-то несмело). Существующий мост введен в эксплуатацию в 1935-м, однопутный и имеет существенные ограничения по скорости. Новый мост будет строиться параллельно имеющемуся (ну то есть под существующую инфраструктуру и при этом чтоб не останавливать движение) и будет двухпутным. Введение в эксплуатацию планируется в 2024-м году (после чего старый будут закрывать и разбирать). Собственно введение двухпутного ЖД моста и обхода вокруг Саратова позволит в полной мере (конечно при наличие желания правительства) развить пригородные и внутригородские перевозки - эдакое лёгкое метро на базе РЖД:
Больше внимание уделялось различной экономике и показателям производства, но вот это мне как раз не особо интересно. Отметил для себя две вещи: РЖД активно наращивает показатели перевозок грузов (что правильно), и что более половины всех перевозимых грузов (погрузка-разгрузка) Приволжской дороги - это Волгоградская область:
Культурно-просветительные проекты:
Парад техники кстати я в этом году пропустил, но не думаю что принципиально что-то поменялось:
ПВЛК по слухам обновился, но тоже что-то не попался:
Ретро-поезд - это очень крутой проект. В следующем году по случаю 75-летия Победы планируются, что посетит аж 45 станций ПривЖД, что особенно приятно для различных малых станций (хотя мне кажется и в Саратове народ с удовольствием сходит поглазеть - мне например эта тема нравится):
Ещё один интересный планируемый проект - это создание мемориального комплекса посвященного созданию Волжской рокады. Народ спрашивает - почему именно в Петровом Вале? Потому что строилась рокада с двух сторон: от Саратова и от Сталинград, и именно в Петровом Вале произошла смычка:
Дальше стандартная часть вопросы-ответы. Любопытно конечно, но в целом практически ничего интересного не почерпнул.
Скажем многие вопросы были вообще что называется "не по адресу". Вопрос про стоянку на Привокзальной площади надо адресовать муниципалитету в чьей ведомости земля. Был вопрос: "когда уберут железнодорожную ветку вдоль Новой Набережной". Сергей Анварович честно сказал "мы не против - как только город скажет убрать - тут же уберем, нам она не нужна особо". И тут я могу ответить, что несмотря на малодеятельность данной ветки (могут за год вообще ни разу не воспользоваться) её не уберут из города до тех пор пока действует СарГРЭС, к которой по нормам должна подходить железнодорожная ветка. Ну то есть пока что ответ "никогда". Ну и интересная тема например про обсуждение строительства пешеходного путепровода в районе станции Примыкание. Дорога готова построить, но говорит - нужны публичные обсуждения, ибо в данный момент там три несанкционированных точки перехода - а путепровод по плану будет только один - надо сделать так, чтоб было наиболее устраивающее всех место (а то получится "почему тут сделали - мне вот там удобнее ходить было"). То есть опять инициатива ЖД разбивается о какие-то городские решения:
Ну и конечно самая животрепещущая тема этого года - крупно-рогатый скот, выбегающий на дорогу в Астраханской области (тем самым тормозящий движение поездов). Настолько серьезная тема, что аж слайд-инфографику делать пришлось. Вот я понимаю проблемы, ага!
Споттинг - сводный пост