Музей железных дорог России

Nov 22, 2017 11:33




Вообще хочется сказать спасибо всем друзьям которые, зная мою приязнь к железнодорожной тематике, начали забрасывать ссылками о новом железнодорожном музее, который открылся в Санкт-Петербурге. На самом деле я не только знаю об этом музее (и с интересом следил за его созданием), но и побывал в нём в первый же день его работы (1-го ноября 2017-го года). Провёл там целый и наснимал там просто горы материала. Просто нужно было время хотя бы как-то немного переварить увиденное и совладать с культурным шоком, который я там испытал. Чего уж говорить - до сих пор под впечатлением от увиденного хожу. Но всё-таки какой-то небольшой рассказ сделать хочется (даром что этих рассказов уже много в сети - ещё один лишним не будет)!

Вообще у меня к железнодорожному транспорту отношение трепетное. Не знаю уж - может я такой везучий, может не знаю просто где искать - но много информации приходится собирать буквально по крупицам. Перелопачивать тонны текста в надежде как-то увязать имеющиеся знания, выискивать какие-то изображения. Причем речь не о какой-то глубокой старине - двадцатый век по сути, совсем недавнее время. Но вот даже с такими банальными вещами как тепловозы и электровозы (тему паровозов я ещё пока почти не копал) и то дефицит информации.



Поэтому к такого рода музеям (а их надо сказать немало) у меня уже отношение сугубо положительное. Можно почерпнуть какую-то специализированную инфу, можно в живую пощупать какие-то интересные, уникальные или просто старые модели. При этом на состояние этих музеев как-то закрываю глаза "есть и есть - уже хорошо". Их обычно два вида - может быть "два-в-одном" - либо комнатки, заполненные информацией и макетами, либо кучу разных натуральных образцов, составленных на улице (зачастую в плачевном состоянии, но уж какие есть). Собственно музей ЖД в Санкт-Петербурге на Варшавском вокзале представлял именно второй вариант. Куча локомотивов на путях под открытым небом. Ну и в общем зная подобные музеи я думал "сто лет стоят и ещё столько же простоят - ещё успею"



И вот надо же такому случиться - аккурат к тому моменту когда я собрался туда - музей закрыли. Причем там не на какую-то реставрацию объектов. Закрыли совсем, мол "откроют в новом месте краше прежнего - а здесь ничего не будет". И вот здесь я надо сказать реально приуныл. Потому что как оно обычно происходит. Старое место высвободили (место козырное, места много - можно ТЦ построить какой, можно жилой комплекс), локомотивы свалили куда-нибудь в ангар - может потом на металл распилят, может в какую частную коллекцию - музеи всё равно штука не особо выгодная. Короче думалось, что я упустил возможность заценить самую большую и уникальную в России коллекцию подвижного состава. Но всё-таки на всякий случай тему продолжал мониторить, "а вдруг". Всякие бравурные заметки то и дело возникали, но как-то особо не верил до конца.



Даже летом, когда мелькнула инфа, что мол осенью к празднованию 180-летия железных дорог России (что планировалось отметить 30-го октября) музей откроют - как-то не верилось до конца. Ибо ну слишком мало информации поступало. Где рассказы о подготовки, где промо, где это всё. Короче надежда появилась, но конкретно про 30-е октября не верилось. Я даже питерских друзей замучал, мол "ребят - там слышно что-нибудь на тему?"
Кароч, буквально накануне добрые люди почти случайно скинули мне ссылки на посты, из которых я понял, что во-первых, всё в силе - и музей почти готов к открытию, а во-вторых, после проведения 30-31 официальных мероприятий, комплекс будет готов к приему посетителей и уже 1-го числа можно будет туда свободно прийти и всё увидеть своими глазами. Это повторюсь, при практически полной тишине (даже на оф сайте РЖД):



Но в общем чего там говорить, 1-го ноября я подорвался туда и поехал. Кстати боялся что даже с первого раза не найду, но оказалось всё предельно просто - справа от Балтийского вокзала через стоянку - не заблудишься короче.
Ну а дальше - я уже был готов ко всему - что там будет всё в строительных лесах, что всё будет недоделано, что всё будет закрыто (и штурмуемо огромной толпой разъяренных школьников - каникулы же). Но всё оказалось не только открыто (и к слову вход был бесплатным), но и более чем готово к приёму посетителей. Более того, всё оказалось настолько шикарно и классно сделано, что я признаться был к этому не готов:



Музей частично разместили в зданиях старых депо - выглядит это всё очень атмосферно. Старая кирпичная кладка в сочетании с новыми элементами вроде мультимедийных дисплеев - уже сразу настраивает на позитивный лад. К слову - поскольку вход пока бесплатен - все турникеты отключили и все проходы открыли - мол ходите где хотите:



Собственно в этом посте общий такой обзор музея. О каждом экспонате (а только локомотивов тут больше сотни) мне бы хотелось рассказать отдельно, но это всё когда-нибудь потом:



И да, народу в первый же день было очень много. Ну то есть из моих фотографий это может показаться не таким, но я всё-таки старался выбирать кадры-моменты, чтоб людей было поменьше (не люблю людей в кадре) - полностью исключить людей из кадра было просто нереально. Так что пусть кажущаяся пустота не смущает:







Начать пожалуй следует с того, что я бы наверное принял этот музей в любом виде. Даже если бы это были сколоченные из досок ангары, в которые напихали всю эту уникальную коллекцию ЖД-техники (примерно таким образом сделан бронетанковый музей в Кубинке). Ну то есть лично для мне возможность прикоснуться и со всех сторон осмотреть уникальные, да и просто интересные образцы уже дорого стоит. Но тут конечно пошли дальше. Разумеется всю технику отреставрировали, подновили и подкрасили, выставили на всякие постаменты и подсветили:





Около экспонатов находятся мультимедийные интерактивные стенды, откуда можно почерпнуть информацию о рассматриваемом объекте. Ключевая информация дублируется надписями на полу и различными табличками:





Типичный пример мультимедийного стенда, которые также помогают в навигации. Потому что музей просто огромный (ну а что вы хотели - уникальные образцы железнодорожной техники располагаются внутри комплекса):





Соответственно вся техника более-менее сгруппирована, поэтому можно продвигаясь по блокам найти какую-то логику. Вот например техника 20-30 годов:



А здесь у нас тепловозы:



А здесь электровозы (в том числе няшка ЧС4 - в классической раскраске, трудившийся к слову на Приволжской дороге - даже метка сохранилась Саратов):



Вагоны, паравозы... более сотни единиц техники:









Причем помимо локомотивов это всё перемежается какими-то инфраструктурными элементами. Вот например натуральный поворотный круг:



В какие-то вагоны можно заглянуть, куда-то можно подняться и всё потрогать:



Даже инвалиды тут себя могут чувствовать вполне комфортно - везде пандусы, лифты и т.п.



Но на самом деле уникальными образцами техники (и её описанием) коллекция музея только начинает. Там масса элементов способных заинтересовать кого угодно (а не только железнодорожных гиков). Вот например паровоз в разрезе - можно наглядно понять принцип работы:





Вспомогательные стенды, посвященные тем или иным элементам:



Вот например стенд, демонстрирующий эволюция развития отечественных железных дорог за 180 лет:





Рабочее место диспетчера депо:



Куда такая очередь большая?



Симулятор кабины тепловоза ТЭП70БС
Дети в восторге (впрочем я думаю и взрослым было бы ни менее интересно):



К слову сказать, детей вообще очень много и дети проявляли неподдельный интерес к технике. Несмотря на то, что по паравозам категорически нельзя было лазать, они всё равно постоянно облепляли локомотивы и вообще носились в полнейшем восторге:





К слову сказать, в музее даже детские комнаты предусмотрены и всякие тематические развлечения:







Ещё один несомненно крутой элемент музея - это галереи-мостики над экспозицией. То есть чтоб гораздо лучше можно было рассмотреть огромные локомотивы был предусмотрен и такой вариант - не только со всех сторон можно обойти, но ещё и сверху взглянуть на всю экспозицию в целом и на каждый локомотив в частности:



















Но и это ещё не всё!
Помимо павильонных экспозиций, есть ещё ни менее внушительная часть коллекции на улице под открытым небом (большую часть можно кстати заценить гуляя по галереям):









Но лучше всё-таки выйти на улицу (благо входов-выходов предусмотрено немало) и заценить всё также вблизи своими глазами. Вид снаружи на павильоны:



Крытая галерея между корпусами:



МВПС вперемежку с вагонами и локомотивами. Эта часть явно не доделана. Зато тут есть куда расширяться и куда добавлять новых экспонатов:



Скамеечки, фонарики, уют:



А рядом военная техника - тут тебе и огромное артиллерийское орудие на железнодорожной платформе, и бронепоезд и даже БЖРК:



Целая серия различных маневровых и вывозных локомотивов разных лет:



И знаете что самое интересное?
Что я на самом деле рассказал только о части того, что есть. Ну так - показал инфраструктуру музея в целом, какие-то общие планы. Есть ещё ряд залов со всякими уникальными экспонатами и какими-то предметами так или иначе связанными с историей железной дороги. Какие-то элементы ещё недоделанны или временно недоступны. И кстати при желании можно даже найти массу недочётов. Но на самом деле это всё не важно!

По факту это крутейший музей технической направленности, из всего что мне доводилось видеть. Ну то есть я не знаю как, но удалось сделать поистине потрясающее, интересное и главное современно организованное место. Где можно "пропасть" на целый день (как это произошло со мной и я считаю, что очень много упустил и уверен, что буду возвращаться сюда ещё и ещё). Где можно не только узнать что-то интересное про историю и технику, но и получить от этого невероятное удовольствие (как бы вы не относились к железной дороге в целом). Место интересное в равной степени и взрослым и детям.
Короче вы просто обязаны это увидеть хотя бы для того, чтоб понять, что музеи могут быть ещё вот такими - не скучно-унылыми-совковыми - а супер-современно-яркими! Собственно тут можно вспомнить шикарный Передвижной выставочно-лекционный комплекс РЖД (ПВЛК), которые уже который год катается по городам и сёлам, рассказывая о железной дороге. Здесь подход такой же, только не в рамках ЖД состава в несколько вагонов, а на площади в 36 тысяч квадратных метров. Впечатляют короче масштабы:



И кстати то "молчание", которое сопровождалось пока шли работы мне понятно. Хотя музей и открылся "к дате", сейчас он ещё по сути работает в режим "демо-версии" (к слову сказать понедельник-вторник - выходные дни, а в остальном работает по графику). Вход туда бесплатен (по словами работников так будет до конца январских праздников), что-то пока отключено, что-то пока тестируется, опять-таки проверяются возможности пиковых нагрузок (не знаю уж сколько людей пришло в первый день - но думаю счёт за тысячи точно перевалил - а это ведь ещё не было никакой информации). Так что я думаю за эти пару месяцев все недочёты устранят, что-то доделают, и в новом году музей заработает уже в своём нормальном режиме. Так что как будете в Санкт-Петербурге - очень советую заглянуть: всё равно словами и фотографиями это не передать, в это надо окунуться самостоятельно!

Официальный сайт музея

Прогулки по Санкт-Петербургу. Сводный пост
Споттинг - сводный пост

споттинг, транспортное, Санкт-Петербург, музейное

Previous post Next post
Up