Серия электропоездов ЭД4 (Электропоезд Демиховский, 4-й тип) - практически полный аналог
серии ЭД9, только если последнии предназначены для сетей переменного тока, то ЭД4 построен для линий с постоянным током. Чисто внешне же они вообще не отличимы (если скажем поставить рядом ЭД4М и ЭД9М) и даже имеют заменяемость прицепных вагонов, которые унифицированы для всей серии. Более того, поскольку ЭД4 своими корнями уходит к поездам ЭР2 РВЗ (Рижского вагоностроительного завода) - также является переработкой тех серий, то как и большинство электропоездов экс-СССР выглядит почти идентично с остальными (основное различие как правило лицевая часть кабины головного вагона).
Демиховский машиностроительный завод изначально специализировался на выпуске вагонов для поездов рижского вагоностроительного завода. В какой-то момент момент там помимо вагонов начали производить и электропоезда (принципиально ничем не отличающиеся - даже силовое оборудование для них поставлялось с Рижского электромашиностроительного завода). Производимые поезда ЭД2Т ничем не отличались по сути от ЭР2Т (вторая буква - просто принадлежность к заводу).
В какой-то момент было решено начать выпуск собственного электрооборудования, дабы полностью заменить поезда серии ЭР. Соответственно так появилось семейство ЭД9М - заменяющие ЭР9Т и ЭД4М заменяющий собой ЭР2Т и ЭД2Т:
Характерной особенностью новых поездов серии ЭД, выпуск которых начался в 96-м году стал более широкий тамбур, обеспечивающий более быструю погрузку-выгрузку пассажиров. Вообще широкие тамбуры - отличительная особенность всех поездов серии ЭД от ЭР (внешне вагоны почти ничем не отличаются):
Для всех поездов ЭД4М (кроме самой первой модификации) была внедрена кабина обновлённого типа, с новой архитектурой лобовой части: двумя наклонными плоскостями соединяющимися на уровне буферных фонарей, увеличенными окнами повышенной прочности, электронными маршрутными указателями, стеклоочистителями с электроприводом, стеклоомывателями, буферными сигналами новой конструкции (с совмещенными красными и белыми фонарями в одном блоке), прожектором новой треугольной формы уменьшенных габаритов с эффективным отражателем и сплошным метельником без решётки. Точно такие же кабины используются у ЭД9М (в отличие от ЭД9Т больше похожего кабиной на ЭР9Т):
Вагоны используются аналогичные к ЭД9, также три типа вагонов:
- Пг (прицепной головной) - осевая формула (2-2)
- Мп (моторный промежуточный) - осевая формула (20-20)
- Пп (прицепной промежуточный) - осевая формула (2-2)
Возможные варианты составности - 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 вагонов (основная составность - 8- и 10-вагонная).
Всего за время производства ЭД4 было построено 502 состава всех модификация (летом 2016-го электропозда были сняты с производства). Сквозная нумерация шла с 0001, однако электропоезда с кабиной нового типа начали отсчёт нумерации с 0500 (их поэтому ещё называют поезда 500-й серии). Также в последнии годы появились более новые модификации ЭД4М - ЭД4МК, ЭД4МКМ, ЭД4МКМ-АЭРО - имеющие незначительные изменения, видоизмененную кабину и другую планировку вагонов-салонов:
И ещё про нумерацию, некоторые поезда собирались из запасных головных вагонов (там зачастую головной вагон мог иметь собственную нумерацию в составе: скажем так поезд имеет номера 1041/1042 - при этом головные вагоны пошли от составов с номерами около 400 - просто переформатирование составов).
Не считая специфики номеров - каких-то особых отличий не имеют.
Электропоезд ЭД4М и мотриса РА2 на станциии Выборг (можно сравнить размеры обычного электропоезда и рельсового автобуса):
11-вагонная компоновка ЭД4М в Москве, в районе парка Сокольники (в современной корпоративной РЖД-ракраске):
В традиционной синей раскраске:
В 2012 году электропоезда серии ЭД4М получили новый дизайн маски головных вагонов, особенностью которой стали блоки буферных фонарей наклонной формы, более длинный цифровой маршрутный указатель и изменённая конструкция лобового стекла. Такая конструкция стала устанавливаться на электропоездах с номера 0406, за исключением поездов с номерами 0410-0412. В отличие от электропоездов
ЭД9, которые получили индекс "Э", ЭД4 по-прежнему обозначаются как ЭД4М:
Споттинг - сводный пост