Трейнспоттинг: Электропоезд ЭС1 "Ласточка"

Jul 15, 2016 16:02



Наряду с наблюдением локомотивов, ни менее интересной трейнспоттинговой темой являются электропоезда (и вообще мотовогонный подвижной состав - не обязательно электрифицированный). Если раньше все эти "электрички" были на одно лицо, то последнее время появилось много чего нового-интересного. Тут и скоростные "Сапсаны" и "Аллегро", и новый ЭД4МКМ (используемые как аэроэкспрессы). Ну а в первую очередь лично меня заинтересовал электропоезд "Ласточка". При чисто внешнем сходстве есть две основные разновидности: двухсистемная ЭС1 и постоянного тока ЭС2Г (ЭС2ГП). Мне пока на глаза попалась модель ЭС1, поэтому дальше речь о ней.



О чём же речь. В 2009-м году ОАО "РЖД" заказала немецкой компании Siemens разработку пригородного двухсистемного (работающего как на переменном, так и на постоянном токах) электропоезда, адаптированного к условиям России. Эти поезда планировались к использованию в Сочи во время Зимних Олимпийских игр, а затем передача на другие линии. За основу был взят пятивагонный электропоезд Siemens Desiro ML.
РЖД заказали 54 поезда, которые получили наименование серии ЭС1 и коммерческое название "Ласточка". По плану должны были произвести первые 38 в Германии, оставшиеся 16 в России и заключался договор на последующее обслуживание этих поездов:



По факту в Германии производились только первые 12 составов, в дальнейшем договорились о производстве на заводе "Уральские Локомотивы" в Верхней Пышме (рядом с Екатеринбургом). 42 поезда ЭС1 было построено там, в данный момент по лицензии идёт производство электропоездов ЭС2Г/ЭС2ГП (те же "Ласточки" - только упрощенная система питания - только постоянный ток; индекс "Г" означает "городской", "П" - премиум) - непосредственное производство в Верхней Пышме началось в 2013-м:



Итак, Ласточка.
Чисто внешне выглядит очень стильно так, современно, по-европейскому (ну ещё бы - в Германии разрабатывался). Кстати занятная особенность, присущая многим представителям европейского транспорта (и которая потихоньку начинает внедряться у нас) - двери для пассажиров не автоматические - для открытия дверей надо нажать специальную кнопку. Само собой во время движения эти кнопки заблокированы во избежания аварийных ситуаций (хоть обнажимайся):



Кабина в головной/хвостовой части такая закругленная-обтекаемая для обеспечения лучшей аэродинамики, да и просто выглядит хорошо модно. К тому же поезд способен разгонятся до 160 км/ч:





В остальном же - гладенькие вагоны (алюминиевые с покрытием?):



Внутри тоже всё весьма современно - удобные кресла, широкие тамбуры:



Полки для багажа имеются:



Везде удобные табло - показывающие время/скорость/температуру за бортом/ближайшие станции. Кстати все вагоны оборудованы кондиционерами, что для жаркого сочинского климата большой плюс:



Стандартная пятивагонная модификация на перегоне около Сочинского аэропорта:





Есть возможность также пускать составы по системе многих единиц. Десятивагонные спарки были обнаружены на маршруте - Адлер-Туапсе например:







Насколько могу судить, Ласточки в районе Сочи весьма популярны и как правило всегда полные; места можно занять на конечных станциях, но скажем если садится на вокзале в Сочи или на Вокзале в Адлере (это как правило всегда промежуточные станции) - там уже всегда много людей:







Интервал движения не такой уж и частый (расписание можно лекго в интернетах найти), однако создалось впечатление, что Ласточек в Сочи очень много - постоянно на станциях на встречу одну-две встречали:









И ещё пару слов про двухсистемность Ласточек. Специфика техзадания связанная с двухсистемностью (поддержка как питания от переменного 25кВ/50Гц, так и постоянного 3кВ) вызвана особенностями электроснабжения в Сочи. В то время как вдоль побережья линия электрифицирована постоянным током, то ветка идущая к станции Роза Хутор имеет питание переменным током. Также если двигаться от Туапсе в сторону Краснодара и Майкопа, то соответственно на станциях Горячий Ключ и Белореченская происходит смена питания с постоянного на переменный ток. Поэтому двухсистемность и автоматическое переключение является очень удобной - и задержек при движении смена типа питания не вызывает:



Ну а в целом что говорить - очень крутой современный поезд, "не хуже чем в Европе" (хотя гы-гы - доводилось и в Европе на электропоездах поездить - об этом как-нибудь тоже напишу). Насколько я могу судить в планах руководства РЖД постепенно внедрять именно такие поезда нового поколения (комфортные, современные, скоростные) - сначала естественно в мегаполисах и популярных пригородных/близкомеждугородных направлениях. Но потом глядишь и везде такие доберутся:





ЭС1 "Ласточка" на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга:





Для работы по СМЕ между составами используется сцепка по системе Шарфенберга (традционная для Европы и в частности для поездов марки Siemens). У головных же вагонов сцепка традиционная для СССР/России - СА-3:





ЭС1 "Ласточка" на вокзале города Выборга:





"Ласточка" по соседству с ещё одним импортным скоростным электропоездом - Sm6"Allegro":



И ещё такая мысль. В данный момент как я понимаю завод в Верхней Пышме будет загружен заказами именно на производство ЭС2Г постоянного тока, которые будут например курсировать на недавно запущенной и сейчас проходящей обкатку-наладку Московской Кольцево Железной Дороге (МКЖД), да и вообще Московские и Октябрьские железные дорогие используют именно питание постоянным током, а данные электропоезда будут требоваться именно туда.
Но вот учитывая преспективные планы РЖД по развитию скоростных железных дорог (скорость движения 120-160 км/ч) - именно этому был посвящен один из залов передвижного выставочного-лекционного комплекса РЖД - есть планы запуска скоростной линии Уфа-Волгоград (через Самару и Саратов) - а это значит использование как сетей постоянного тока, так и переменного. И вот тут-то "Ласточки" ЭС1 придутся очень кстати, возможно ещё увидим их производство в России.

Споттинг - сводный пост

споттинг

Previous post Next post
Up