Мокра Гора полностью оправдала своё название - мокрая гора как есть! Дождь то затихал, то начинался с новой силой - короче погода так себе. И тем ни менее деревенька была обязательным пунктом программы на пути из Сербии в Боснию, поэтому мы там сделали остановку.
Вообще если ехать по дороге скажем из Сербии в Боснию (ну например из Ужице в Вишеград), то на первый взгляд Мокра Гора может и не привлечь внимания - ну деревенька и деревенька - коих много вокруг. Живописные места, горы - это да - но вроде как этого добра навалом вокруг - можно где угодно останавливаться и снимать-снимать-снимать (ну или просто любоваться):
Однако деревня выделяется и очень сильно. В первую очередь это станция горной железной дороги, соединяющей Сараево и Белград. Хотя планы строительство железной дороги были здесь давно, но построен участок был только после первой мировой в начале 20-х годов. Потом после полувека эксплуатации участок ж/д был закрыт и разобран.
И вот в конце 90-х годов энтузиасты начали восстанавливать горную железную дорогу на самом живописном участке - уже чисто как туристический атракцион. Так появилась "Шагранска Осьмица" (Шагранская восьмерка). Станция Мокра Гора же - центральный участок этой дороги.
Ну а уже в начале 2000-х Эмир Кустирица для съемок своего фильма построил здесь рядом деревню, которую после съемок не стали разбирать - а также превратили в туристическую достопримечательность.
В остальном же, если не обращать внимания на безумно красивые места и туристические объекты - такая типичная балканская деревенька. Собственно то тут, то там проступает её элементы:
Немного осмотревшись вокруг, отправляемся на станцию к нашей первой целе - горной железной дороге, ибо "все любят паравозики" (но о ней в следующий раз):
И да, отдельное спасибо
alexkorovkin, которые предоставил часть своих фотографий для поста!
К началу рассказа про балканское путешествие